Законопроекты о переходе от ЕСН к страховым взносам и о переоценке пенсионных прав граждан готовы к 1-му чтению

Комитет Госдумы по труду и социальной политике рассмотрел внесенные Правительством законопроекты «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования».

Оба законопроекта представил замминистра здравоохранения и социального развития Юрий Воронин.

Он сообщил, что законопроект «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования» предусматривает единые для всех категорий страхователей тарифы страховых взносов. С 1 января 2010 года работодатели вместо единого социального налога (26%) будут уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд (20%), Фонд социального страхования (2,9%), Федеральный и территориальные фонды социального страхования (соответственно 1,1% и 2%). С 1 января 2011 года взносы в Пенсионный фонд будут увеличены до 26%, в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования — соответственно до 2,1% и 3%. Размер взноса в Фонд социального страхования предлагается оставить неизменным — 2,9%.

Страховые взносы будут взиматься не со всего заработка, а с определенной суммы — 415 тысяч рублей в год. Указанная сумма будет ежегодно индексироваться в соответствии с ростом средней заработной платы.

До 2015 года предполагается постепенно уйти от всех льгот и преференций в системе социального страхования. Для налогоплательщиков, имеющих льготы по ЕСН (сельхозтоваропроизводители, резиденты технико-внедренческих особых экономических зон, плательщики единого сельскохозяйственного налога, организации инвалидов), размеры страховых тарифов будут повышаться поэтапно.

Администрирование взносов будет возложено на Пенсионный фонд и Фонд социального страхования.

Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования» предусматривает повышение денежной оценки пенсионных прав, полученных до 2002 года. Расчетный пенсионный капитал на 1 января 2002 года будет увеличен на 10%. Сверх этого по одному проценту добавится за каждый год стажа, приобретенного до 1 января 1991. Ю.Воронин сообщил, что перерасчет коснется 36,5 млн. пенсионеров. Им будет пересчитана страховая часть пенсии. Выплату пересчитанной пенсии предстоит осуществлять за счет средств федерального бюджета. Для пенсионеров, выработавших большую часть стажа в советское время, прибавка к пенсии составит в среднем 1700 рублей. Среднегодовой размер трудовой пенсии в России в 2010 году достигнет 7567 рублей.

В проекте также предложено установить социальную доплату всем неработающим пенсионерам, совокупные социальные выплаты которым (включая ЕДВ) не обеспечивают прожиточный минимум в субъекте Федерации, где они проживают. По словам Ю.Воронина, такая доплата будет в основном у граждан, получающих пенсии по случаю потери кормильца и у инвалидов третьей группы, получающих пенсию по инвалидности.

Базовую часть трудовой пенсии с 1 января 2010 года предполагается перевести в страховую систему, что, как пояснил Ю.Воронин, «позволит осуществлять индексацию всей трудовой пенсии по единым правилам» и «ввести зависимость базового размера пенсии от страхового стажа». Для этого предложено установить фиксированный базовый размер, который войдет в состав страховой части трудовой пенсии и будет соответствовать размерам базовых частей пенсий, действующих на 31 декабря 2009 года (в зависимости от категории пенсионера и вида пенсии). С 2015 года предложено ввести систему дифференциации фиксированного базового размера — повышение на 6% за каждый год страхового стажа, превышающий 30-летний стаж, и снижение за каждый год, не достающий до 30 лет. «Это будет экономически стимулировать более поздний выход на пенсию», — сказал Ю.Воронин.

Для определения размеров трудовых пенсий по инвалидности предусмотрен переход от степеней ограничения трудоспособности к группам инвалидности.

Предложено также отказаться от ограничения размеров пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам. В настоящее время максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности составляет 18720 рублей, размер пособия по беременности и родам — 25390 рублей, ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть более 7194 рублей. В случае принятия закона максимальная выплата по временной нетрудоспособности в 2010 году в зависимости от процента исчисления (60%, 80% или 100%) составит от 20750 рублей до 34583 рублей.

Комитет рекомендовал Госдуме принять в 1-м чтении оба законопроекта.

Андрей Исаев напомнил, что Комитет по труду и социальной политике во всех созывах Государственной Думы возражал против введения единого социального налога. «ЕСН привел социальное страхование к кризису, абсолютному и нарастающему дефициту бюджетов внебюджетных фондов», — сказал А.Исаев. Принятие предложенных изменений в законодательство, по его словам, позволит перейти к полноценной страховой системе, даст возможность для реального повышения пенсий как нынешним пенсионерам, так и будущим.

По расчетам Министерства здравоохранения и социального развития, у нынешних пенсионеров к 2024 году пенсия увеличится до двух с половиной прожиточных минимумов, а у будущих пенсионеров она составит 40% утраченного заработка к 2032 году.

Вместе с тем, в ходе заседания Комитета был высказан ряд замечаний, которые необходимо учесть при доработке законопроектов перед 2-м чтением.

В частности, по славом А.Исаева, «не определена правовая природа внебюджетных фондов». В ситуации, когда они будут собирать взносы и контролировать их уплату, статус фондов до 2010 года должен быть юридически четко определен. «Сегодня это государственные учреждения, между тем, применять меры воздействия к работодателям вправе только государственные органы», — отметил А.Исаев.

С повышением страховых тарифов увеличится нагрузка на малый бизнес и на организации, работающие по упрощенной системе налогообложения. «Мы вправе ставить вопрос о выработке компенсирующих мер, — сказал А.Исаев. — В частности, перед 2-м чтением предполагается обсудить тему оплаты первых двух дней больничного листа. «Эта тема нуждается в серьезном переосмыслении», — считает председатель Комитета. С точки зрения Комитета, должен быть «переосмыслен» и вопрос о страховании от несчастных случаев на производстве: действующую шкалу тарифов следует «увязать» с повышением тарифов во внебюджетные фонды.

В 1-м чтении оба законопроекта планируется рассмотреть на пленарном заседании 3 июня, сообщает пресс-служба Госдумы.

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Copyright © 2008-2012 Bloglaw.Ru
Хостинг любезно предоставлен филиалом «Сахателеком» ОАО «Ростелеком»
Яндекс.Метрика

Thanx: Lifestar