Новый закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Девятнадцатого декабря 2008 года в третьем чтении Государственная Дума приняла Закон “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”.

Этот закон принят во исполнение знаменитого Указа Президента №797 от 15.05.2008 г.

Новый закон поистине революционный, как раз в духе кризисного времени. Государство фактически отказалось от контроля и существенно упростило жизнь предпринимателям. Теперь “кошмарить” бизнес станет практически невозможно.

Во-первых, отделены зерна от плевел — главным контролирующим органом назначена прокуратура, а также дан перечень органов, которых ограничения не касаются. Итак, требования закона не распространяются на действия:

государственных органов при проведении оперативно-розыскных мероприятий,
производстве дознания,
проведении предварительного следствия,
осуществлении прокурорского надзора и правосудия,
проведении административного расследования,
финансового контроля и финансово-бюджетного надзора,
налогового контроля,
валютного контроля,
контроля на финансовых рынках,
банковского надзора,
расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений,
несчастных случаев на производстве,
осуществлении государственного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Как видно, перечень хоть и длинен, но не должен вызывать страха у представителей малого бизнеса — они вряд ли столкнутся с кем-то из этого списка. Никто же не ожидал, что налоговые проверки отменят?

Хочу пояснить, что налоговый контроль это не все контрольные мероприятия, проводимые налоговыми органами. Это только выездные и камеральные налоговые проверки, но существует мнение что сюда также входит контроль за перечислением налоговых платежей банковскими организациями. Все остальные виды контроля, не предусмотренные Налоговым кодексом, а предусмотренные иными законами либо по видам деятельности которых налоговая является лицензирующим органом, не являются налоговым контролем и на них в полном объеме распространяются требования обсуждаемого закона. Судебная практика по данному вопросу противоречива и сумбурна.

Потом все проверки делятся на плановые и внеплановые. Плановые проверки проводятся не чаще чем раз в три года, а внеплановые — в основном по жалобам. Но тут есть ньюансы.

Во-первых, теперь все проверки санкционирует прокуратура, включая плановые. Планы до 1 ноября следующего года отправляются в прокуратуру для согласования.

В срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы [...] направляют [...] проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры для формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок [...].

Генеральная прокуратура Российской Федерации размещает ежегодный сводный план проведения плановых проверок на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет» в срок до 31 декабря текущего календарного года.

С внеплановыми проверками еще строже: запрос направляется в прокуратуру, которая в течении двух суток дает свое заключение. В законе есть исключительный перечень оснований для отказа в согласовании проверки из шести пунктов.

Но и из этого правила есть исключения:

Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является:

причинение вреда жизни, здоровью граждан,
вреда животным, растениям, окружающей среде,
безопасности государства,
возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений

в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы [...] вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю [...] в течение двадцати четырех часов.

Кроме того, анонимные заявления с целью “насолить” конкурентам теперь предусмотрены законом:

Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся [...], а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах [прямо перечисленных в статье], не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Подобная норма, кстати, есть и в соответствующем приказе Генерального прокурора. Все это значительно усложнит жизнь предприимчивым недобросовестным людям, однако, ввиду отсутствия ответственности за указание в заявлении ложных сведений, вряд ли заработает. Тем более что обязанность и порядок установления заявителя не предусмотрены.

Проверки теперь также разделяются на выездные и камеральные документальные, со своими правилами и прочим. Введены жесточайшие ограничения по срокам проведения проверок: 20 дней как общее правило, 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год. В исключительных случаях сроки увеличиваются — 40 дней, 65 часов и 30 часов соответственно.

О проведении проверок теперь будут предупреждать заранее: в общем порядке за 10 суток, есть сокращенные срок и в исключительных случаях — незамедлительно. Предусмотрен четкий порядок оформления результатов проверок, вообще, стало значительно меньше пробелов по сравнению с действующим законом.

Новелл много, но основной является именно назначение прокуратуры координирующим органом. Работы у людей в синей форме значительно прибавится, а вот у остальных, вполне возможно, уменьшится. Штат налоговой службы, к примеру, урезают уже третий год.

Одновременно с законом “О защите…” был принят сопутствующий “О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел РФ, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности”, приводящий в соответствие первому остальное законодательство.

Существенно урезаются права милиции. Больше они фактически не смогут проводить проверки и ревизии финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности. Сотрудники органов внутренних дел при проведении таких мероприятий будут обязаны руководствоваться только процедурами и порядком их применения, прямо предусмотренными УПК РФ и КоАП РФ. А там полномочий, прямо говоря, немного. Совершенно неясно, как при таком раскладе будут возбуждаться “налоговые” дела.

Изменения ударили и по закону “Об оперативно-розыскной деятельности”. Установлен порядок изъятия документов при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий, введено правило предоставления хозяйствующему субъекту копий изъятых документов. Внесены и иные документы, фактически делающие невозможным блокирование деятельности предприятий путем изъятия всех хозяйственных документов.

Новые законы должны вступить в силу с 01 июля 2009 года. Таким образом, фактически заработают с 2010 года, после формирования и утверждения плана проверок. А вторая половина 2009 года будет самой спокойной для российских предпринимателей за всю историю существования страны.

Арсений (http://www.lawhack.ru)

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

10 комментариев к записи “Новый закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”

  1. Очень хорошо. Нужный закон.

  2. SargyShy:

    мдауж… это же надо чтоб хоть 2/3 юрлиц были добропорядочными

  3. людмила:

    хороший закон для юридических лиц, крылья обламывает многим органам.

  4. Ренат:

    Плохой это закон. Теперь руководители предприятий начнут борзеть. От беспредела контролирующих органов мы приходим к беспределу руководителей и предпринмателей. Теперь руководитель фактически царь и бог внутри организации. Что хочу, то и делаю

  5. Андрей:

    Ренат, ты в корне не прав.
    Сразу видно, что у тебя отжившие представления о праве. Я тут читал статью одного умного профессора. Так он вообще предлагает следующее. И я считаю, что это весьма мудро.
    Надо упразднить все контролирующие органы! Они только мешают развитию бизнесса.

  6. Алексей:

    Андрей, если упразднить все контролирующие органы,
    произойдет хаос.

  7. Алексей:

    Это точно.

  8. Рита:

    Ничего хорошего, ничего плохого. Тот же закон доработали и всё. Не понимаю, чем он поможет защитить права предпринимателей.

  9. Антон:

    Теперь практически ни одну жалобу не удастся рассмотреть толком, так как сроки проверок таковы, что любое обращение гражданина утонет в переписке между контролирующим органом и проверяемой организацией. И куда вы теперь граждане обращаться будете с жалобами?, когда любой мало мальски смышленый ген.директор сможет просто напросто грамотно отписаться и закрыть проверку в установленные 20 дней без выездной проверки. Более коррупционного юридического детища ещё не было! А контролирующие органы закрывайте на здоровье — только платить теперь придётся ментам или прокурорам в 2 раза больше :)

  10. Маргарита:

    Жилищные кооперативы попадают под действие этого закона тоже, проверять финансово-хозяйственную деятельность председателя правления ЖСК некому. Мы, жителели, кооперативных домов остались без прав? Во всяком случае все органы ссылаются на этот закон, а председатель что хочет, то и творит, при чём уверена в безнаказанности.

Оставить комментарий

Copyright © 2008-2012 Bloglaw.Ru
Хостинг любезно предоставлен филиалом «Сахателеком» ОАО «Ростелеком»
Яндекс.Метрика

Thanx: Lifestar