Досудебное урегулирование налоговых споров

Новый порядок урегулирования споров с налоговиками действует с 1 января 2009 года. При этом на практике организации уже столкнулись с бюрократическими проблемами. Так, одна из «пожаловавшихся» фирм ждет ответа уже четвертый месяц.

Как правильно обжаловать решение налоговой инспекции? И как действовать строительной компании при затягивании срока рассмотрения ее апелляционной жалобы? Ситуацию комментирует Ирина Станиславовна ЕГОРОВА, юрист.

Порядок был изменен в пользу налоговиков

Напомним, что изменения в Налоговый кодекс РФ были внесены Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ. В частности, глава 14 главного налогового документа была дополнена статьей 101.2.

Суть нововведения в том, что теперь в случае несогласия налогоплательщика с решением о привлечении его к ответственности или об отказе в привлечении к ответственности обжаловать это решение он должен сначала в вышестоящем налоговом органе и лишь затем может обращаться в суд (п. 5 ст. 101.2 Налогового кодекса РФ).

Если же компания обратится в суд, минуя вышестоящую налоговую структуру (то есть указанный порядок соблюден не будет), арбитражный суд оставит поступившее исковое заявление без рассмотрения (п. 5 ст. 4, п. 2 ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Таким образом, начиная с этого года применяется обязательная административная процедура обжалования решений налоговых органов о привлечении к ответственности или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Процедура обжалования

Порядок и сроки подачи жалобы регламентируются статьей 139 Налогового кодекса РФ.

СРОКИ ДЛЯ ОБРАЩЕНИЯ

Компания может приступить к защите своих интересов, не дожидаясь вступления решения в силу, то есть сразу, как только узнает о его принятии.

Решение, не вступившее в силу, можно обжаловать в апелляционном порядке.

Апелляционная жалоба подается до начала действия документа. А значит, у организации есть 15 дней (максимально), поскольку решение о привлечении к налоговой ответственности становится действительным не позднее 10 дней со дня его вручения самому налогоплательщику либо его представителю. В свою очередь такое решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения (п. 9 ст. 101 Налогового кодекса РФ).

Организация подает апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган через свою налоговую инспекцию, вынесшую обжалуемое решение. Инспекция же обязана направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган в течение трех дней со дня поступления указанной жалобы.

Обратите внимание: если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит оспариваемого решения нижестоящей инстанции, то оно вступает в силу с даты его утверждения вышестоящим налоговым органом.

Если по результатам рассмотрения решение будет изменено, то оно также вступит в силу с даты принятия соответствующего решения вышестоящим налоговым органом (с учетом внесенных им изменений).

Вступившее в силу решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения строительная компания тоже имеет право обжаловать. То есть, если она не сделала этого раньше (в апелляционном порядке), обратиться в вышестоящий налоговый орган можно в течение одного года с момента вынесения оспариваемого решения. При этом по ходатайству организации вышестоящая инстанция вправе приостановить исполнение данного решения.

КАК СОСТАВИТЬ ЖАЛОБУ

Приведем общие правила составления жалоб, подаваемых вышестоящему налоговому органу.

Форма. Жалоба подается в письменной форме.

Содержание. Каких-либо требований к содержанию жалобы Налоговый кодекс РФ и подзаконные акты не содержат.

В общих чертах получить представление о содержании жалобы можно из Регламента рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке (далее — Регламент), который применяется в части, не противоречащей Налоговому кодексу РФ.

Регламент утвержден приказом МНС России от 17 августа 2001г. № БГ-3-14/290.

В жалобе рекомендуется отразить:
- реквизиты (номер, дату и т. д.) решения о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности;
- предмет обжалования: все эпизоды, доводы и выводы проверяющих, содержащиеся в резолютивной и мотивировочной частях решения, которые компания считает неправомерными;
- обоснование своей точки зрения (привести ссылки на нормы законодательства и нормативные документы, подробно изложить свои аргументы по эпизодам, доводам и выводам проверяющих, с которыми организация не согласна, и др.);
- мотивацию своих действий (использование разъяснений чиновников, писем Минфина и ФНС России, судебной практики и др.).

Так, в пункте 6.3 Регламента указано, что в процессе рассмотрения и подготовки решений по жалобам налогоплательщиков запрашивается мнение соответствующих методологических подразделений и учитывается судебно-арбитражная практика.

В заключительной части жалобы необходимо поместить просьбу:
- об отмене (полностью или частично) решения налоговой инспекции;
- об изменении решения;
- о вынесении нового решения.

Просьб может быть несколько (в отношении разных эпизодов).

Приложения. Согласно пункту 4 Регламента, к жалобе могут быть приложены следующие документы:
- акт ненормативного характера, который, по мнению заявителя, нарушает его права (постановление о привлечении к административной ответственности, то есть само обжалуемое решение);
- акт налоговой проверки;
- первичные документы, подтверждающие позицию заявителя (акты, накладные и т. д.);
- иные документы, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения жалобы (договоры, выписки, справки и проч.).

Ходатайства. Несмотря на то что Налоговым кодексом РФ не предусмотрено уведомление привлекаемой к ответственности организации о дате рассмотрения ее жалобы, автор считает, что целесообразно заявить такое ходатайство (хотя скорее всего его не удовлетворят — как показывает практика, жалобы рассматриваются в отсутствие налогоплательщика).

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ

Существуют и другие обстоятельства, о которых следует знать.

Жалобу можно отозвать до принятия по ней решения. Для этого строительная компания, обратившаяся с жалобой в вышестоящий налоговый орган, должна подать (туда же) письменное заявление.

Но учтите: отзыв жалобы лишает организацию права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.

В рассмотрении жалобы могут отказать в следующих случаях (п. 3.1 Регламента):
- пропуска срока подачи жалобы в соответствии со статьей 139 Налогового кодекса РФ;
- отсутствия указаний на предмет обжалования и обоснования заявляемых требований;
- подачи жалобы лицом, не имеющим полномочий выступать от имени налогоплательщика (ст. 26-29 Налогового кодекса РФ).

При этом о невозможности рассмотрения жалобы компанию должны известить в десятидневный срок со дня ее получения.

Пожаловаться можно повторно. Получив указанное сообщение, организация вправе внести необходимые исправления и обратиться с жалобой еще раз. При этом нужно уложиться в установленные сроки.

Рассмотрение жалобы

Механизма рассмотрения жалоб и принятия по ним решений в Налоговом кодексе РФ нет, в статьях 140, 141 регламентированы лишь основные моменты.

Так, вышестоящий налоговый орган может запросить у нижестоящих подразделений документы (информацию), необходимые для рассмотрения жалобы.

По итогам рассмотрения апелляционной жалобы на решение или жалобы на акт инспекции вышестоящий налоговый орган или вышестоящее должностное лицо вправе:
- оставить решение без изменения, а жалобу без удовлетворения;
- отменить или изменить решение полностью или частично и принять новое решение (отменить акт инспекции);
- отменить обжалуемое решение и прекратить производство по делу.

По итогам рассмотрения жалобы на действия или бездействие должностных лиц вышестоящий налоговый орган вправе вынести решение по существу.

Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Этот срок может быть продлен не более чем на 15 дней для запроса необходимых документов (информации).

О решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу (п. 3 ст. 140 Налогового кодекса РФ).

Как видим, главным налоговым документом не предусмотрено уведомление организации о дате рассмотрения жалобы в целях обеспечения присутствия ее представителей на соответствующем рассмотрении и дачи пояснений. Как не предусмотрено и уведомление о продлении срока рассмотрения жалобы (постановление ФАС Московского округа от 30 января 2009 г. № КАА40/ 13233-08).

ОПОЗДАЛИ СО СРОКАМИ — ОБРАТИТЕСЬ ЗА ПРОДЛЕНИЕМ

В случае пропуска срока подачи жалобы по уважительной причине он может быть восстановлен вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом по заявлению лица, подающего жалобу (п. 2 ст. 139 Налогового кодекса РФ).

Обращение в суд

Если результат «административного» обжалования строительную компанию не устроит, она может опротестовать несправедливое, по ее мнению, решение в судебном порядке.

Судебное обжалование производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд уже по правилам процессуального законодательства в течение трех месяцев с даты, когда налогоплательщику стало известно о вступлении решения нижестоящего налогового органа в силу (п. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

К исковому заявлению нужно приложить копию жалобы в вышестоящий налоговый орган с отметкой о ее принятии (либо почтовую квитанцию об отправке жалобы) для подтверждения соблюдения организацией порядка досудебного урегулирования.

А вот итоговое решение вышестоящего налогового органа по результатам рассмотрения жалобы компания представлять в суд не обязана.

Предметом обжалования будет решение нижестоящего налогового органа, оставленное в силе либо измененное вышестоящим налоговым органом, поскольку именно оно является актом, порождающим права и обязанности сторон (налогоплательщика и налогового органа).

Однако если решение вышестоящего налогового органа самостоятельно (вне зависимости от решения нижестоящего органа) нарушает права организации и возлагает на нее дополнительные обязанности, не предусмотренные налоговым законодательством, оно также может быть предметом обжалования в суде. Данный вывод находит подтверждение в судебной практике (постановление ФАС Московского округа от 2 марта 2009 г. № КА- А40/933-09).

Если налоговики нарушили порядок…

В случае если вышестоящий налоговый орган нарушил срок рассмотрения апелляционной жалобы, то строительная компания, не дожидаясь результатов рассмотрения ее жалобы, вправе обратиться в суд для обжалования решения нижестоящего налогового органа. При этом главное — подтвердить факт направления жалобы для рассмотрения в административном порядке.

В постановлении Президиума ВАС РФ от 20 ноября 2007 г. № 8815/07 отмечено следующее. Если в нарушение статьи 140 Налогового кодекса РФ вышестоящий налоговый орган не дал обществу письменный ответ на жалобу в течение месяца, срок, предусмотренный пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, должен исчисляться с момента истечения срока для рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом.

А как быть, если налоговики так и не уведомили организацию о результате рассмотрения ее жалобы и трехмесячный срок для обращения в суд пропущен? В этом случае организация также не лишается возможности обратиться в суд. Поскольку, согласно процессуальным нормам, пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Для этого нужно к заявлению об обжаловании решения налогового органа приложить ходатайство о восстановлении пропущенного срока и копию жалобы, направленной в вышестоящий налоговый орган с отметкой о ее принятии.

Так, в решении Арбитражного суда г. Москвы от 11 апреля 2008 г. по делу № А40-63848/07-140-365 указано, что досудебный порядок может служить основанием для восстановления срока, установленного пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

В то же время организации при обжаловании решения налогового органа следует учитывать, что нарушение вышестоящим налоговым органом процедуры проверки жалобы само по себе не является основанием для признания решения нижестоящего налогового органа недействительным. На это указано в постановлении ФАС Московского округа от 30 января 2009 г. № КАА40/13233-08.

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Copyright © 2008-2012 Bloglaw.Ru
Хостинг любезно предоставлен филиалом «Сахателеком» ОАО «Ростелеком»
Яндекс.Метрика

Thanx: Lifestar