Материал подготовлен специалистами Центра методологии бухгалтерского учета и налогообложения
Организация (поставщик) и покупатель заключили договор поставки (бункеровки), согласно которому поставщик по заявкам покупателя обязан поставлять нефтепродукты (топливо) партиями (поставками). Топливо, находящееся на борту танкера организации было помещено решением таможенного органа под таможенный режим «перемещение припасов».
Позднее таможенный орган признал, что указанное количество топлива неправомерно помещено и выпущено в таможенном режиме «перемещение припасов», поскольку танкер использовал это топливо для передачи на другие суда, на этом основании он отменил решение о придании товару статуса припасов. При этом таможенные пошлины организации не начислялись.
Организация указывает на нарушение ее прав таможенным органом, так как он отменил решение о придании товару статуса припасов и не указал на какой-либо иной режим перемещения товаров через границу Российской Федерации. Правомерна ли позиция организации?
В силу требований статьи 156 Таможенного кодекса РФ ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и их вывоз с этой территории влекут за собой обязанность лиц поместить товары под один из таможенных режимов, предусмотренных настоящим подразделом, и соблюдать этот таможенный режим. Лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой в соответствии с Таможенным кодексом РФ.
Помещение товаров под таможенный режим осуществляется с разрешения таможенного органа, выдаваемого в соответствии с Таможенным кодексом РФ. При соблюдении лицом заявленного таможенного режима и других условий выпуска товаров (статья 149 Таможенного кодекса РФ) таможенный орган обязан выдать разрешение на помещение товаров под заявленный таможенный режим. Днем помещения товаров под таможенный режим считается день выпуска товаров таможенным органом (статья 157 Таможенного кодекса РФ).
Перемещение припасов — таможенный режим, при котором товары, предназначенные для использования на морских (речных) судах, воздушных судах и в поездах, используемых для платной международной перевозки пассажиров либо для платной или бесплатной международной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также товары, предназначенные для продажи членам экипажей и пассажирам таких морских (речных) судов, воздушных судов, перемещаются через таможенную границу без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (статья 264 Таможенного кодекса РФ).
В соответствии со статьей 265 Таможенного кодекса РФ под таможенный режим перемещения припасов допускается помещение товаров, необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов, воздушных судов и поездов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки.
Согласно пункту 4 статьи 266 Таможенного кодекса РФ при вывозе с таможенной территории Российской Федерации припасов, находящихся на борту морских (речных), воздушных судов, не уплачиваются вывозные таможенные пошлины, если указанные припасы вывозятся в количестве, соответствующем численности пассажиров и членов экипажей, продолжительности рейса и достаточном для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания указанных судов, с учетом припасов, имеющихся на борту этих судов.
Таким образом, освобождение от уплаты таможенной пошлины на основании пункта 4 статьи 266 Таможенного кодекса РФ предоставляется лишь на вывозимое и находящееся на борту судов количество припасов (топлива), которое необходимо для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания именно этих судов. В данном случае припасами является количество топлива, находящегося на борту, которое необходимо для нормальной эксплуатации и технического обслуживания танкера организации.
Поместив перевозимое топливо под таможенный режим «перемещение припасов», организация приняла на себя обязанность соблюдать соответствующие условия и ограничения, налагаемые на товар согласно этому режиму. Поскольку танкер использовал это топливо для передачи на другие суда, чем нарушил заявленный таможенный режим, так как одним из условий этого таможенного режима является использование товаров на борту именно тех судов, на которых они вывозятся с таможенной территории Российской Федерации.
В данном случае организации следовало задекларировать топливо в таможенном режиме экспорта, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, вывозятся с этой территории без обязательства об обратном ввозе (статья 165 Таможенного кодекса РФ).
Согласно пункту «б» статьи 35 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 «О таможенном тарифе» предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, вывозимое за пределы таможенной территории Российской Федерации для обеспечения деятельности российских и арендованных (зафрахтованных) российскими лицами судов, ведущих морской промысел, освобождаются от уплаты таможенной пошлины.
В силу этой нормы и подпункта 1 пункта 2 статьи 319 Таможенного кодекса РФ льгота (освобождение товаров от уплаты таможенной пошлины) не связана с выбором таможенного режима при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Однако ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и их вывоз с этой территории влекут за собой обязанность лиц поместить товары под один из таможенных режимов, предусмотренных настоящим подразделом, и соблюдать этот таможенный режим. Лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой (статья 156 Таможенного кодекса РФ).
В данном случае право декларанта на выбор таможенного режима не нарушено таможенным органом, так как организация исходя из требований таможенного законодательства должна выбрать подходящий таможенный режим исходя из конкретных обстоятельств и своих намерений и соблюдать необходимые условия данного режима.
Данную позицию также разделяют арбитражные суды (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.04.2008 N А05-10264/2007). Таким образом, позиция организации является неправомерной.