Внимание: новый порядок приема студентов

Утвержден Порядок приема граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования на 2009-2010 учебный год. Можно без преувеличения сказать, что этот документ является принципиально важным для российских вузов, определяя и конкретизируя многие аспекты их практической деятельности. О нововведениях и пойдет речь в нашей статье.

Свои правила каждый вуз разрабатывает самостоятельно
Приказ Минобрнауки России от 26 декабря 2008 г. № 396, которым и утвержден новый Порядок, вступил в силу 3 февраля 2009 года. Одновременно старый приказ Минобразования России от 14 января 2003 г. № 50, которым был утвержден аналогичный Порядок, утратил силу. Стоит отметить, что новый Порядок регламентирует прием граждан для обучения по основным образовательным программам высшего профессионального образования как за счет средств бюджета, так и по договорам с оплатой стоимости обучения с юридическими и (или) физическими лицами.
Важным положением документа является следующее нововведение. Так, пункт 2 Порядка приема позволяет вузу самостоятельно разрабатывать и утверждать ежегодные правила приема. Главное, чтобы они не противоречили законодательству РФ и самому Порядку.

Введена новая глава для граждан с ограниченными возможностями
Новый Порядок определяет особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья. Этому посвящена специальная глава Порядка.
В частности, содержится большое количество организационно-технических требований, обеспечить которые должен соответствующий вуз при проведении вступительных испытаний. Кроме того, в зависимости от категории поступающих с ограниченными возможностями здоровья Порядок приема формулирует целый ряд дополнительных требований, возлагаемых на учебное заведение. Так, для слабовидящих абитуриентов задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения вступительных испытаний должны быть оформлены увеличенным шрифтом (размер 16-20). Для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих все вступительные испытания по желанию поступающих могут проводиться в письменной форме.
При этом особо оговаривается, что граждане с ограниченными возможностями здоровья (в частности, лица, имеющие недостатки в развитии, в том числе глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи и т. д.) могут участвовать в конкурсе как на основании результатов ЕГЭ, так и на основании результатов вступительных испытаний (при отсутствии результатов ЕГЭ). Определение таких особенностей, безусловно, является достоинством нового документа. Ведь ранее данному вопросу не было уделено необходимого внимания.

Отменены льготы для абитуриентов с медалью
Порядок определяет ряд категорий граждан, пользующихся теми или иными преимуществами при поступлении в вузы. Однако о такой категории абитуриентов, как выпускники, окончившие школу с медалью, в новом Порядке ничего не сказано. Напомним, что ранее эти лица принимались в высшие учебные заведения по результатам собеседования за исключением вступительных испытаний профессиональной направленности (профильные испытания), которые могут быть установлены высшим учебным заведением. Теперь можно сказать, что золотые и серебряные медали, выступавшие в качестве своеобразной льготы при поступлении, окончательно превратились в инструмент морального поощрения.

НОВЫЙ ПОРЯДОК НЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ…
…на образовательные учреждения, реализующие военные профессиональные образовательные программы, а также учреждения, реализующие образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну. Иными словами, руководствоваться Порядком приема должны гражданские вузы и их абитуриенты.


Прием на платное отделение ограничен
Пунктом 15 Порядка подтверждается право вуза осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации прием граждан сверх установленных бюджетных мест для обучения на основе договоров с оплатой стоимости обучения. Вместе с тем сохраняется категоричное условие о том, что общее количество обучающихся в вузе не должно превышать предельную численность, установленную в лицензии на право ведения образовательной деятельности.

Подача документов: запретили брать плату и требовать оригиналы
Рассматриваемый нормативный акт достаточно лоялен к абитуриентам в том, что касается порядка представления необходимых документов. Так, в соответствии с пунктом 27 при подаче заявления о приеме в вуз поступающий по своему усмотрению представляет оригинал или заверенную ксерокопию:
- документов, удостоверяющих его личность и гражданство;
- документа государственного образца об образовании.
Особо отмечается, что при приеме на первый курс поступающий представляет оригинал или заверенную ксерокопию свидетельства о результатах единого госэкзамена. При этом Порядок допускает и ситуацию, когда оригинал или копия свидетельства о результатах ЕГЭ не могут быть представлены на момент сдачи заявления о приеме по объективным причинам. В этом случае абитуриент должен указать в заявлении сведения о сдаче ЕГЭ и его результатах (или о месте сдачи ЕГЭ в дополнительные сроки его проведения), а также причину отсутствия этого документа.
Принципиальное значение имеет императивное требование пункта 33 Порядка. В соответствии с ним взимание платы с поступающих при подаче документов, а также требование представления оригиналов документа государственного образца об образовании, свидетельства о результатах единого госэкзамена или иных документов, не предусмотренных Порядком, запрещается. Ранее действовавший Порядок не содержал такой конкретики.

Документы можно отправить по почте
Кроме того, у абитуриентов появилась возможность направлять документы в вуз через операторов почтовой связи общего пользования (по почте). Дело в том, что пунктом 35 Порядка предусмотрено, что заявление о приеме на первый курс, а также необходимые документы могут быть направлены по почте. Вместе с тем дата отправления документов должна быть не позже 10 июля. При направлении документов по почте к заявлению о приеме поступающий обязан приложить ксерокопии документов, удостоверяющих его личность и гражданство, нотариально заверенные ксерокопии документов государственного образца об образовании, свидетельства о результатах ЕГЭ, а также иные документы, предусмотренные Порядком.
Документы следует направлять заказным письмом с уведомлением и описью вложения. Уведомление и заверенная опись вложения являются основанием для подтверждения их приема.
При всем позитивном значении данного положения, особенно для абитуриентов, проживающих в регионах, возникают вопросы относительно того, как это положение будет работать на практике. В частности, пунктом 35 Порядка установлено, что прием документов, направленных через операторов почтовой связи общего пользования, завершается 25 июля. Как быть в том случае, если поступающий своевременно отправил письмо, а оно по каким-либо причинам не дошло или абитуриент не имеет на руках уведомления о вручении письма вузу (например, уведомление о поступлении письма в вуз затерялось). Поэтому можно предположить, что подавляющее большинство будет сдавать документы по-прежнему, лично обращаясь в приемные комиссии вузов.

Запрещено учитывать результаты экзаменов, сданных на курсах
Порядок повторяет известный и по ранее действовавшим правилам запрет засчитывать в качестве вступительных испытаний, дополнительных вступительных испытаний выпускные экзамены на подготовительных отделениях, курсах (школах) при вузах. При этом можно сказать, что данный запрет стал еще более категоричным. Ведь раньше речь шла лишь о недопустимости засчитывать в качестве вступительных испытаний выпускные экзамены на различного рода платных курсах (школах) при вузах. Теперь не имеет значения, являются ли курсы платными или же бесплатными.

НЕ ЗАБУДЬТЕ СОХРАНИТЬ ЛИЧНЫЕ ДЕЛА
На основании пункта 37 Порядка приема на каждого поступающего заводится личное дело, в котором хранятся все сданные документы и материалы сдачи вступительных испытаний, дополнительных вступительных испытаний, аттестационных испытаний (в том числе выписка из протокола решения апелляционной комиссии высшего учебного заведения).
Личные дела поступающих хранятся в вузе в течение шести месяцев с момента начала приема документов.

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Copyright © 2008-2012 Bloglaw.Ru
Хостинг любезно предоставлен филиалом «Сахателеком» ОАО «Ростелеком»
Яндекс.Метрика

Thanx: Lifestar