Архивы за месяц Октябрь, 2009

Понятие «должностное лицо»: неоднозначность в толковании

В российском законодательстве часто используется понятие «должностное лицо». Однако определение данного, казалось бы, не вызывающего никаких сомнений в толковании понятия приведено лишь в нескольких законах. Полагаем, что понятие «должностное лицо» не следует применять к различным правоотношениям в единообразном понимании. Каждый тип отношений, регулируемый нормами определенной отрасли законодательства, имеет свою специфику, и понимание одних и тех же категорий зачастую должно детерминироваться особенностями конкретной сферы правоприменения.

Читать далее »

Использование возможностей сети Интернет в разрешении гражданско-правовых споров

Постиндустриальное (информационное) общество, становление которого происходит в наши дни, требует наличия соответствующих данному этапу развития механизмов разрешения споров, позволяющих эффективно урегулировать разногласия в максимально сжатые сроки. Огромные перспективы в модернизации сферы защиты прав предоставляет активно развивающаяся и играющая весомую роль в новом типе экономических отношений сеть Интернет. Однако анализ содержания действующих норм свидетельствует о неготовности отечественного законодательства в сфере разрешения частноправовых споров к широкому использованию возможностей, предоставляемых глобальной информационной сетью. В настоящей статье рассмотрены некоторые «проблемные» положения российского права, высказаны предложения по их совершенствованию в целях модернизации отечественной системы разрешения гражданско-правовых споров.

Читать далее »

О праве потерпевшего на доступ к правосудию

Одной из гарантий защиты прав жертв преступлений является ст. 52 Конституции РФ, где сказано, что права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом, государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Согласно ст. 8 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом. Очевидно, что в результате совершения преступлений нарушаются многие конституционные права человека: на жизнь, на неприкосновенность жилища, на защиту чести и доброго имени, право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им и др.

Читать далее »

Отзыв выборных должностных лиц местного самоуправления

Отзыв выборных должностных лиц местного самоуправления как проявление прямого волеизъявления граждан основывается на Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 130) и является одной из форм досрочного прекращения полномочий указанных лиц. Из смысла правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 16 октября 1997 г. N 14-П, вытекает, что досрочное прекращение полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления как мера ответственности является мерой конституционной ответственности. Пункт 2 Постановления устанавливает, что «по смыслу статей 130, 131, 132 и 133, Конституцией Российской Федерации и законом устанавливаются права и обязанности местного самоуправления. Согласно статье 15 (часть 2) Конституции Российской Федерации… органы местного самоуправления, должностные лица… обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Из этого конституционного принципа в его взаимосвязи с другими предписаниями Конституции Российской Федерации, в том числе закрепленными в ее статьях 1 (часть 1), 3 (часть 2), 5 (часть 2), 12, 15 (часть 1), 66 (части 1 и 2), 76, 130, 131, 132, 133, вытекает, что деятельность органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления должна соответствовать Конституции Российской Федерации и основанным на ней нормативным правовым актам». Соответственно, нарушение этих актов должно повлечь за собой наступление конституционной ответственности.

Читать далее »

Осенний призыв. Кто имеет право на отсрочку от службы в армии

Начало осени ознаменовано началом призыва в армию. Сослуживцы начинают чаще интересоваться вопросами отсрочек и освобождения от службы. Ответы на самые распространенные вопросы – в этой подборке. Объясняет Алексей Бесстрашнов, адвокат коллегии адвокатов «Призывник». Читать далее »

Проценты за пользование кредитом не могут быть уменьшены

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 13 октября 2009 г. по делу N А03-3040/2009 указал, что проценты, взыскиваемые как неустойка, по своей правовой природе отличаются от процентов, подлежащих уплате за пользование денежными средствами, предоставляемыми по договору займа либо в качестве коммерческого кредита.

ФАС отметил, что неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Между тем, проценты, взимаемые за пользование коммерческим кредитом, являются платой за пользование денежными средствами, что, соответственно, исключает применение при их взыскании положений об уменьшении размера неустойки.

Возможность взыскания налогов во внесудебном порядке не противоречит Конституции

Конституционный суд РФ в Определении № 1032-О-О от 04.06.2009 признал правомерность нормы, согласно которой взыскание налога за счет имущества плательщика производится по решению руководителя инспекции путем направления соответствующего постановления судебному приставу.

По мнению заявителя, оспариваемое законоположение не соответствует Конституции Российской Федерации, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

В свою очередь КС РФ указал, что рассмотрение арбитражным судом вопроса о приостановлении взыскания недоимки по налогам и пеням по заявлению налогоплательщика — индивидуального предпринимателя представляет собой одну из форм судебного контроля за осуществлением внесудебного взыскания.

Из этого следует, что право на судебную защиту в налоговых правоотношениях может быть реализовано не только путем установления правила о взыскании подлежащих уплате сумм исключительно на основании судебного решения, но и путем обеспечения возможности обжалования в суд действий и решений налогового органа, как это и реализовано в Налоговом кодексе Российской Федерации.

Реорганизация путем выделения как способ спасения активов: близок локоть, да не укусишь!

Идеальный в теории способ безналоговой передачи имущества на практике связан с огромным количеством искусственных сложностей и препонов, создаваемых налоговыми органами, которые в настоящее время фактически наложили табу на любые реорганизационные процедуры (в т.ч. и абсолютно легальные), однако, это не означает невозможность его претворения в жизнь. Читать далее »

Решения, вынесенные судом на предварительном слушании, можно будет обжаловать

Решения, вынесенные судом на предварительном слушании, участники процесса смогут обжаловать. Это предусматривает  проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 236 и 246 Уголовно-процессуального кодекса РФ», одобренный Советом Федерации на вчерашнем пленарном заседании.

Закон был разработан во исполнение Постановления Конституционного Суда РФ, которое было вынесено 7 лет назад, сообщил, представляя этот правовой акт, заместитель председателя Комитета СФ по правовым и судебным вопросам Михаил Капура. Как было указано на заседании, высший орган конституционного правосудия признал часть 7 статьи 236 УПК не подлежащей применению, а часть 9 статьи 246 была признана не соответствующей Основному закону страны.

Одобренный Советом Федерации закон излагает часть 7-ю статьи 236 УПК в новой редакции, а часть 9-я статьи 246 признается утратившей силу.

Наименования классных чинов государственной гражданской службы будут упорядочены

Госдума приняла в 1-м чтении проект федерального закона «О внесении изменений в статью 11 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», разработанного Государственным Советом Республики Коми.
Законопроектом предлагается внести изменения в части 5, 6 и 7 статьи 11 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в соответствии с которыми классные чины советник, референт и секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса будут присваиваться только на федеральной государственной гражданской службе.

Одновременно предлагается часть 11 статьи 11 Закона изложить в новой редакции, установив, что гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации, классные чины присваиваются в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. При этом наименования классных чинов должны содержать также наименования соответствующего региона.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что отсутствие единого подхода к наименованиям классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации стало предпосылкой к отсутствию единообразия в регулировании данного вопроса в субъектах РФ. В результате чего названия чинов госслужбы в субъектах федерации разные.

Совет Федерации одобрил изменения в уголовное право России

На заседании Совета Федерации одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и статью 100 Уголовно-процессуального кодекса РФ».

В частности, им уточняются положения отдельных статей Общей части Уголовного кодекса РФ.

Представляя коллегам этот правовой акт, председатель Комитета СФ по правовым и судебным вопросам Анатолий Лысков отметил, что внесенные изменения содержат новое определение понятия «преступление, совершенное преступным сообществом (преступной организацией)». Устанавливается особый порядок возникновения права на условно-досрочное освобождение или замену неотбытой его части более мягким видом наказания для лиц, осужденных по статье 210 («Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)») УК РФ.

Вместе с тем, было указано на заседании, используемое в правовом акте понятие «лицо, занимающее высшее положение в преступной иерархии» в действующем законодательстве не определено, что может потребовать толкования при применении.

Внесены поправки в закон «О статусе судей в РФ» в части приостановления полномочий судьи

21 октября 2009 года Государственная Дума приняла в 3-м чтении проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 13 и 14 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» (в части приостановления полномочий судьи). Законопроект был инициирован членами Совета Федерации.

Закон уточняет перечни оснований для приостановления и прекращения полномочий судьи.

Предусматривается, что полномочия судьи приостанавливаются в случае участия судьи в качестве кандидата в выборах Президента РФ, депутатов Государственной Думы, в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации, представительный орган муниципального образования, а также главы муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления.
В случае избрания на одну из указанных должностей полномочия судьи прекращаются.

Copyright © 2008-2012 Bloglaw.Ru
Хостинг любезно предоставлен филиалом «Сахателеком» ОАО «Ростелеком»
Яндекс.Метрика

Thanx: МГУДТ