Закон о торговле уходит на переоценку

JoskiyПравительство по предложению Минпромторга готово полностью переписать проект закона о государственном регулировании торговли, заявил «Ъ» первый вице-премьер Игорь Шувалов. В Минпромторге пояснили, что ключевые изменения будут заключаться в смягчении антимонопольных норм, а также стимулировании развития торговых сетей. Судьба будущего закона зависит от успехов Белого дома в борьбе с инфляцией во второй половине 2008 года.

Правительство РФ отвергло законопроект о госрегулировании торговли и намерено подготовить его новую редакцию. Об этом в пятницу, отвечая на вопрос «Ъ», заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов по итогам закрытого совещания с производителями сельхозпродукции, переработчиками и торговыми сетями, состоявшегося в Краснодаре. «Продавцы говорят, что закон необходим, но он должен не ограничивать, а способствовать развитию»,— подчеркнул господин Шувалов. Он отметил, что закон должен быть направлен на расширение торговых площадей и увеличение конкуренции между сетями. «Но прежде участники рынка — и сельхозпроизводители, и переработчики, и ритейлеры — должны сесть за стол переговоров и самостоятельно выработать правила торговли, не дискриминирующие ни одну из сторон»,— заявил первый вице-премьер.

Инициатива пересмотреть ключевые параметры законопроекта и заменить ограничивающие сетевиков нормы на стимулирующие исходила от Минпромторга. В минувшую среду заместитель главы ведомства Андрей Дементьев сообщил, что министерство обратилось в правительство с просьбой дать три месяца на написание новой версии закона «О торговле» (см. «Ъ» от 24 июля). Как пояснил господин Дементьев, переданный Минэкономразвития проект «потерял свою актуальность».

В Минпромторге пояснили, что текста новой версии законопроекта еще нет, а есть принципиальное видение изменений. «Общей рамкой положений закона должно стать не ограничение сферы торговли, а формирование развитого цивилизованного рынка, создающего в том числе новые возможности для развития промышленности. Все это будет осуществляться в тесном диалоге с участниками рынка»,— заявили в ведомстве.

В новой версии предполагается смягчить жесткие антимонопольные нормы — пересмотреть предложение Федеральной антимонопольной службой (ФАС) о снижении планки доминирования торговых сетей с 35% до 15%, а в Москве и Санкт-Петербурге — до 5%. Из проекта также будут исключены предложенные Минсельхозом нормы о госрегулировании цен на сельхозпродукцию — против этого на совещании резко выступили глава Минпромторга Виктор Христенко и глава МЭРТ Эльвира Набиуллина.

В Минпромторге отметили, что столь существенная правка проекта обусловлена «изменившейся ситуацией», под которой, очевидно, подразумевается передача контроля над документом в ведомство (при разработке нормативных документов Виктор Христенко традиционно прислушивается к мнению участников рынка). Раньше это были крупные энергетические компании, теперь торговые сети. Приветствуя передачу законопроекта в Минпромторг, ритейлеры отмечали, что за два года работы над законом у них впервые запросили предложения. «Я вдохновлен позицией чиновников! Наконец нас услышали, уверен, что поспешных решений при составлении новой версии закона не будет»,— так прокомментировал «Ъ» итоги совещания совладелец сети «Магнит» Сергей Галицкий.

У новой концепции законопроекта, который рассматривался во многом как элемент правительственной кампании против сетевого ритейла (напомним, с начала 2008 года Федеральная налоговая служба также поставила вывод из тени финансовых потоков сетевого ритейла в приоритеты, антисетевую позицию занимают региональные власти и Минсельхоз), уже есть уверенные оппоненты. «Мы отрицательно относимся к предложению Минпромторга смягчить антимонопольные нормы. Это приведет к разрушению товарных рынков и лишит защиты производителей»,— заявил «Ъ» глава управления по защите конкуренции в социальной сфере и торговле ФАС Тимофей Нижегородцев. В службе также отметили, что если Минпромторг пойдет на поводу у сетевого ритейла, то подобная практика может привести в тупик. «Сама проблема и необходимость этого закона возникла потому, что люди не могут себя ограничить в использовании своей рыночной власти. В сложившихся условиях единственное решение проблемы — сформулировать для сетевых операторов такие риски, которые были бы сопоставимы с ущербом, который они наносят экономике»,— заявили в ФАС.

В министерстве, впрочем, подчеркивают, что готовы сотрудничать с Минпромторгом при доработке законопроекта. Минсельхоз, видевший в старой версии законопроекта возможность давления на сети с целью получения преференций для российских агропроизводителей (вплоть до выделения квот на продажу через сети российской агропродукции), пока не высказал однозначной позиции по новой концепции. Свою точку зрения по сложившейся вокруг закона ситуации «аграрный» первый вице-премьер Виктор Зубков пока не высказал, но его риторика в целом не изменилась (см. рубрику «Органы власти»). Между тем производители сельхозпродукции не теряют надежды добиться от правительства помощи в борьбе с ритейлерами. Так, основатель «Моссельпрома» (производитель птицы) Сергей Лисовский в ходе встречи продолжал настаивать на том, что в законе должна сохраниться норма, ограничивающая максимальную наценку на сельхозпродукцию в 10%.

Судьба нового законопроекта напрямую зависит от параметров инфляции по итогам осени 2008 года. Предыдущий законопроект разрабатывался в условиях быстрого роста продовольственной инфляции, и, если макроэкономическая ситуация не будет улучшаться, политическое давление на разработчиков вполне может вернуть в закон «О торговле» заложенные в него нормы, дискриминирующие торговый бизнес.

Газета «Коммерсантъ»

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Copyright © 2008-2012 Bloglaw.Ru
Хостинг любезно предоставлен филиалом «Сахателеком» ОАО «Ростелеком»
Яндекс.Метрика

Thanx: Lifestar