Исправительное воздействие в отношении многократно судимых

Исправительное воздействие на осужденных, находящихся в местах лишения свободы, является одной из актуальных проблем отечественной пенитенциарной теории и практики.
Здесь в первую очередь речь идет о значимости реализации такого средства воздействия на осужденных, как воспитательная работа. Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня (ст. 109 УИК РФ).
К сожалению, законодатель не раскрывает понятие воспитательной работы, вместе с тем это система мер, способствующая преодолению у осужденных с учетом степени запущенности их личности деформаций в сферах интеллектуального, духовного, нравственного, физического развития, что имеет очень важное значение для их последующей социальной адаптации после освобождения. При этом воспитательная работа с осужденными организуется с учетом индивидуальных особенностей личности, характера осужденных и обстоятельств совершенных ими преступлений (ст. 109 УИК РФ).
Личности каждого осужденного присущи свойственные только ему социологические и психологические признаки, отличающие его от других типов осужденных. Наряду с характером, обстоятельствами совершения преступления при организации воспитательной работы имеет значение количество судимостей у осужденного.
Многократно судимые осужденные значительно отличаются внутренним психологическим настроем, внешними проявлениями от правонарушителей, совершивших преступления впервые. Изучение их индивидуальных особенностей представляет не только научный, но и практический интерес и дает возможность рационально и эффективно организовать воспитательную работу именно с конкретной категорией осужденных — многократно судимыми.
Личность осужденного, как и любая личность человека, обладает строго присущими ей индивидуальными особенностями и является сложной проблемой, истинное представление о которой можно составить лишь на основании знания всех основных сторон его жизни и деятельности. При осуществлении мер воспитательного воздействия в отношении многократно судимых необходимо учитывать всю специфику и особенности данной категории преступников: социально-демографическую, уголовно-правовую характеристики, психическое состояние и поведение осужденных в период отбывания наказания, круг их общения и интересов.
Целенаправленное воспитательное воздействие на осужденных из числа многократно судимых представляет единый по содержанию процесс, основанный на всестороннем изучении индивидуальных особенностей личности осужденного, способностей и склонностей, мотивов и причин совершения преступления (например, характер воспитательного воздействия будет отличаться в отношении многократно судимых осужденных, отбывающих наказания за насильственные преступления либо за корыстные), а также на научно обоснованных психологических методиках коррекции поведения. Важно достичь цели — увидеть реальные и позитивные изменения в личности осужденного.
Исправительное воздействие на осужденного оказывает не только целенаправленная работа, проводимая на основе психолого-педагогических закономерностей в индивидуальных, групповых и массовых формах, но и особенности окружающей его среды, в том числе дифференциация условий в пределах одного исправительного учреждения в зависимости от личностных характеристик осужденных и их поведения, а также участие в самодеятельных организациях, основными задачами которых являются: оказание осужденным помощи в духовном, профессиональном и физическом развитии, развитие полезной инициативы, оказание позитивного влияния на исправление осужденных, участие в организации труда, быта и досуга, оказание социальной помощи осужденным и их семьям и др.
Многократно судимые осужденные представляют особую сложность для исправительного воздействия в условиях лишения свободы. Однако понимание того, что хотя эти лица и совершили преступления не в первый раз, это не значит, что степень социально-нравственной запущенности их личности всегда соответствует тяжести совершенных ими преступлений (из числа многократно судимых осужденных более половины осуждены за кражи).
Что касается нравственно-психологических черт многократно судимых осужденных, то здесь необходимо учитывать характер совершенных преступлений.
Так, многократно судимые осужденные за насильственные преступления характеризуются: импульсивностью, высоким уровнем тревожности (они более подозрительны, мнительны, беспокойны, раздражительны, напряжены), высокой эмоциональной возбудимостью. Для них в первую очередь важны собственные переживания, интересы. Они неустойчивы в своих социальных связях и отношениях, склонны к конфликтам с окружающими. Многократно судимых осужденных за корыстные преступления отличает эмоциональная устойчивость, низкая реактивность поведения, внутренняя организованность.
Психологические, криминологические и нравственные различия среди многократно судимых осужденных подтверждают значимость дифференцированного, индивидуального подхода при организации воспитательной работы. Те или иные выявленные психологические особенности многократно судимых осужденных позволяют выделить индивидуальное в личности, что, в свою очередь, необходимо при осуществлении индивидуального подхода к ней. Речь идет о проектировании личности в процессе исправления, который может быть успешным только тогда, когда деятельность не только воспитателя, но и осужденного направлена на перестройку отрицательных свойств и качеств, когда она опирается на положительное в человеке. Должна быть определена система наиболее эффективных средств и методов воздействия с учетом нравственно-психологических свойств личности многократно судимых осужденных, количества судимостей и сроков лишения свободы, мотивов совершенного осужденным преступления (без знания внутренних, субъективных причин преступного поведения невозможно их устранение, в особенности, когда речь идет о многократно судимых).
В отношении многократно судимых осужденных индивидуальное исправительное воздействие должно быть направлено на изменение криминальной мотивации.
Выявление подлинного мотива — задача очень трудная, порой требующая специальных криминологических и психологических познаний, владения особыми методиками, так как мотивы многих преступлений носят скрытый характер и неосознаваемы даже самим субъектом. То, что на первый взгляд иногда представляется ведущим мотивом, в действительности оказывается одним из второстепенных стимулов или вообще не имеет никакого стимулирующего значения. Поэтому перед сотрудниками ИУ стоит задача кропотливого поиска подлинных мотивов преступлений.
Сотрудники ИУ, знакомясь с делами осужденных, как правило, руководствуются теми определениями мотивов, которые имеются в приговорах.
Вместе с тем для полного видения картины мотива необходимо изучить не только социально-демографические, уголовно-правовые, психологические сведения об осужденном, но и его личностные особенности, взгляды, потребности и стремления. На основании совокупности таких данных только можно делать выводы о мотиве.
Особое внимание нужно уделить мотивации, сложившимся у осужденного отношениям: к себе, к совершенному преступлению, назначенному за него наказанию, к исправлению, режимным требованиям, администрации ИУ, сокамерникам, коллективу и т.д.
В процессе исправления многократно судимых осужденных следует добиваться осознания ими субъективно-психологических источников совершенных преступных действий, что приведет к снижению потенциала мотивов, лежащих в основе преступных действий, и поможет индивиду управлять своим поведением. Основная цель состоит в приобретении навыков сознательного контроля над различными проявлениями своей личности, и прежде всего над криминогенными.
Трудность оказания помощи многократно судимым осужденным нам представляется в длительности занятия преступной деятельностью, значительном периоде пребывания в местах лишения свободы, что, в свою очередь, приводит к отсутствию или потере социально полезных связей. Часто преступления эти лица совершали, подчиняясь групповому давлению, или сами руководили группой лиц.
При организации воспитательной работы на этапе изучения личности осужденного необходимо учитывать, что данное лицо находится в местах лишения свободы не впервые. Им не нужно приспосабливаться к сложившимся там условиям, существующей социальной среде. Они весьма адаптированы к тем условиям.
Поэтому очень важно, чтобы осужденный был помещен в группу социально настроенных осужденных с целью недопущения значительного понижения социальной активности, мотивацию к общественно полезной деятельности. У многих многократно судимых существует риск полной дезадаптации личности.
Психические состояния многократно судимых осужденных оказывают непосредственное влияние на процесс исправительного воздействия. При одном психическом состоянии осужденный противодействует, игнорирует меры исправительного воздействия, при другом — принимает их с помощью воспитателя. Так, часто повторяющиеся плохое настроение, состояние апатии влияют на активность человека, его познавательную и трудовую деятельность. Осужденные в этих состояниях, как правило, не выполняют нормы выработки, отказываются от общеобразовательного и профессионально-технического обучения, не принимают участия в работе самодеятельных организаций. Задача воспитателя в данном случае заключается в том, чтобы путем стимулирования активных действий осужденного помочь ему, вызвать уверенность в себе, убедиться в реальности положительной перспективы.
Находясь в местах лишения свободы многократно, осужденные находятся в социально-психологической дистанции от общества и его ценностей, изолированы от малых социальных групп (семьи, трудовых коллективов, друзей и т.д.) либо связи с ними существенно ослаблены или вообще отсутствуют. Такое отчуждение затрудняет усвоение осужденными позитивных социальных ценностей, способствуя восприятию негативных норм и представлений криминальной среды как своего образа жизни.
Для действительного исправления многократно судимых прежде всего необходима перестройка нравственных параметров, выявление и воздействие на те психологические черты личности, совокупность которых ранее обусловили совершение преступления и которые вновь могут проявить себя. Иначе говоря, надо знать внутренние, субъективные причины преступного поведения.
В работе над исправлением многократно судимого осужденного важным моментом является снятие отрицательных и формирование положительных психических состояний. Этому способствует установление психологического контакта с осужденным, умение воспитателя расположить его к себе (довериться, открыться). Достигается это обращением к положительным нравственным качествам личности.
Преодоление отрицательных состояний может происходить быстрее, если воспитатель окажет поддержку осужденному в виде конкретного совета, одобрения его действий и поступков, направленных на исправление, а также поощрит за достигнутые успехи и усердие в работе самодеятельной организации, в трудовой деятельности.
Сегодня, к сожалению, учреждения, исполняющие наказание, не располагают в полной мере специалистами, которые могли бы на высоком профессиональном уровне изучить личность осужденного и оказать на него необходимое психологическое воздействие с учетом многократного отбывания наказания в виде лишения свободы. У нас осуществляется подготовка сотрудников для уголовно-исполнительной системы без разграничения, с какой категорией осужденных им придется работать. Вместе с тем подготовка сотрудников для работы с осужденными в местах лишения свободы и осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, должна отличаться.
Роль специалиста-психолога оказывает неоценимую помощь начальнику отряда в воспитательной работе и осужденному — в преодолении неверных взглядов на свое поведение, негативных психологических состояний, оказывая помощь в снятии накапливающегося за время отбывания наказания психологического напряжения.
Несмотря на то что большинство многократно судимых осужденных считают, что не нуждаются в психологической помощи, участие психолога в исправительном процессе необходимо, так как в колонию прибывают лица, хотя и признанные вменяемыми, но нередко с уже имеющимися отклонениями в психике, в том числе вызванными многократным пребыванием в местах лишения свободы. Воспитательная работа с осужденными, страдающими психическими расстройствами, имеет свои особенности. По своему психическому развитию они не способны правильно и адекватно воспринимать применяемые к здоровым осужденным меры исправительного характера. В частности, некоторые расстройства психической деятельности (психопатия, травма черепа, алкоголизм и др.) существенно препятствуют получению образования, создают трудности в трудовом использовании таких осужденных и т.д.
Первопричина подобных проблем зачастую относится к детским годам осужденного. Еще в детском возрасте, как правило, они воспитывались в неблагоприятных условиях, психически ущербными родителями либо находящимися в алкогольной зависимости, не могли получить необходимого образования и воспитания на фоне процветания грубых нравов, насильственных форм отношений между людьми.
Особое значение при исправлении осужденных, имеющих аномалии психики, приобретает психиатрический аспект проблемы, выражающийся в следующем: 1) оказание помощи соответствующим лицам, всесторонний учет рекомендаций психиатров и широкое использование современных достижений психиатрии; 2) участие при необходимости в этой работе специалистов-психиатров и медицинских психологов; 3) корректировка всех воспитательных и иных мероприятий в зависимости от психического здоровья и состояния конкретного субъекта.
В 60% случаев эксперты зафиксировали сочетания различных расстройств: алкоголизма с психопатией и остаточными явлениями черепно-мозговых травм. Следует полагать, что этот факт имеет самые неблагоприятные последствия и его необходимо учитывать в плане индивидуального прогнозирования.
Вся работа с осужденными, имеющими аномалии психики, должна строиться с учетом особенностей этих аномалий. Вопрос о том, где должны отбывать уголовное наказание в виде лишения свободы осужденные с психическими аномалиями, служил предметом многих научных дискуссий. На основании рекомендаций современной психиатрии, с учетом особенностей поведения названных лиц в условиях лишения свободы следует признать, что осужденных с психическими расстройствами целесообразно содержать в местах лишения свободы на общих основаниях наравне с остальными осужденными. Это обусловливается тем, что в целом психически здоровое окружение в лице других осужденных в социально-психологическом плане оказывает благотворное влияние на тех, у кого имеются расстройства психической деятельности, тем более что последние составляют среди них меньшинство.
Очень важно, чтобы должностные лица в исправительных учреждениях, занимающиеся исправлением преступников, были своевременно поставлены в известность о том, кто конкретно из них имеет отклонения в психике. Для индивидуальной воспитательной работы с этой категорией осужденных прежде всего необходима диагностика. Диагностировать психические отклонения может только психиатр. Ему необходимо принимать активное участие в планировании и проведении мероприятий в отношении конкретных осужденных с расстройствами психической деятельности, постоянно давать рекомендации по применению тех или иных форм исправительного воздействия, вопросам их трудового и бытового устройства, оказания помощи.
Одной из особенностей организации воспитательной работы с осужденными с психическими расстройствами, не исключающими многократно судимыми вменяемости, будет вовлечение их практически во все массовые мероприятия. Постепенное усложнение индивидуальных поручений, разумная требовательность, личное участие представителей администрации ИУ будут только способствовать эффективности исправления таких осужденных.
Работа с этой категорией осужденных требует от представителей администрации ИУ, главным образом в лице начальников отрядов, сложного, многогранного и последовательного подхода, основанного на тесном взаимодействии служб и подразделений исправительного учреждения как между собой, так и с целым рядом учреждений и организаций, не входящих в уголовно-исправительную систему. Широкое привлечение врача-психиатра и психолога к участию в воспитательной работе с осужденными, имеющими психические аномалии, позволит более действенно и эффективно решать вопросы, связанные с исправлением таких лиц.
Наличие психических аномалий и связанные с этим психологические особенности личности, мотивация совершенного преступления и поведение в период отбывания наказания должны учитываться в работе по исправлению многократно судимых осужденных. Основные средства исправления следует применять с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного, а также его поведения и отношения к труду, иным обязанностям, к другим осужденным, администрации. Вся индивидуальная работа, проводимая на основе изучения личности каждого осужденного, с учетом совершенного им преступления, возраста, образования, профессии и других особенностей — непременное условие исправления лиц, лишенных свободы.

Автор: Антонян Е.А., кандидат юридических наук, доцент МГЮА.

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Copyright © 2008-2012 Bloglaw.Ru
Хостинг любезно предоставлен филиалом «Сахателеком» ОАО «Ростелеком»
Яндекс.Метрика

Thanx: Lifestar