Маленькие секреты искусства представления в суде

Когда я в первый раз был представителем в суде, то предварительно ходил на несколько процессов, смотрел, как ведут себя в суде адвокаты. После чего постарался выработать для себя несколько правил, которые в дальнейшем мне очень помогли…

 Наверное, многие, бывая на судах, обращали внимание на то, как ведут дела адвокаты, прокуроры. Часто возникала у меня мысль, а за что в данном случае платят деньги истцы. Ведь в суде мало знать нормы права, очень важно как ты говоришь, как ты выглядишь. Кстати, от внешнего вида тоже очень многое зависит. Как-то я сидел в коридоре здания суда и ждал, когда меня вызовут в качестве свидетеля, рядом со мной сидел мужчина. Из соседнего кабинета вышла довольно вульгарно одетая женщина. Мужчина спросил меня: «Это судья?». Я ему ответил утвердительно, после чего последовала такая фраза: «И эта … будет решать мое дело?».

Итак, одной из проблем теории и практики процессуального права является разработка основ построения убедительной судебной речи и обучение этому искусству юристов. Ее актуальность определяется тем, что от убедительности речей сторон зависит эффективность судебных прений, способность юриста выполнить свою основную задачу.

Одна из причин неубедительности речей государственных обвинителей и защитников в суде заключается в том, что они не придают должного значения ораторскому искусству. Бывают случаи, когда судья сидит и откровенно зевает от «безумно интересного» процесса. На это обращал внимание еще Р. Гаррис: «Искусство речи, по моему глубокому убеждению, далеко не пользуется у нас должным вниманием, и в последние годы создалось какое-то нелепое обыкновение смотреть на него как на нечто второстепенное в судебной деятельности. Но факты остаются фактами, и в большинстве случаев лучший оратор бывает и лучшим адвокатом, то есть ведет дело с большим успехом: Умение говорить есть обязанность адвоката, и чтобы усовершенствоваться в нем, не следует жалеть ни времени, ни труда. Умение говорить есть залог успеха, и чем лучше вы говорите, тем меньше соперников окажется вокруг вас на избранном поприще».

Следует отметить, что во все времена ораторов, в совершенстве владеющих искусством речи, было не так много, в том числе среди адвокатов, прокуроров и представителей других профессий. Неумение владеть ораторским искусством является одним из признаков профессиональной несостоятельности.

Как отмечал А. Ф. Кони, «в основании судебного красноречия лежит необходимость доказывать и убеждать, иными словами, необходимость склонять слушателей к своему мнению».

Для того чтобы склонить слушателей к своему мнению, убедить в правильности и справедливости своей позиции и доводов, на которых она основана, речь должна быть не только доказательной, но и убедительной по содержанию и форме.

Во вступлении нужно стремиться достичь следующих целей: вызвать интерес слушателей и овладеть их вниманием, установить со слушателями психологический контакт, расположить к себе, завоевать доверие, психологически подготовить их к восприятию содержания главной части речи.

Основная часть речи в суде строится с учетом позиции по вопросам, которые подлежат разрешению судом при постановлении приговора, решения. Особенно важное значение имеет разработка следующих элементов основной части судебной речи: 1) изложение фактических обстоятельств совершения рассматриваемого деяния (фабулы дела); 2) анализ и оценка исследованных в суде доказательств и их источников; 3) разбор юридической стороны предъявленного обвинения, претензий; 4) характеристика личности подсудимого (в уголовных делах).

В заключении основная целевая установка направлена на то, чтобы окончательно убедить слушателей, сформировать у них внутреннее убеждение в правильности и справедливости позиции оратора, его доводов, доказательств.

По мнению Цицерона, «…все построение убедительной судебной речи основано на трех вещах: доказать правоту того, что мы защищаем; расположить к себе тех, перед кем выступаем; направить их мысли в нужную для дела сторону».

Не стоит забывать, что речь представителя в суде обеспечивает эффективное воздействие только тогда, когда она произносится не «по бумажке», а живо, свободно, экспромтом.

При произношении речи в суде особенно важна внутренняя убежденность в правильности и справедливости содержания речи психофизиологически обусловливает ее искренний тон, естественным образом выражающий подлинные мысли и чувства. Она вызывает эффект убеждающего внушения, сопровождающийся формированием у слушателей доверия к оратору, психологической предрасположенности к поддержке мнения оратора, согласию с его доводами.

И, конечно же, старайтесь выражать свои мысли ясно, коротко и просто.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Copyright © 2008-2012 Bloglaw.Ru
Хостинг любезно предоставлен филиалом «Сахателеком» ОАО «Ростелеком»
Яндекс.Метрика

Thanx: Lifestar