21 июня 2012 года Конституционный Суд РФ рассмотрит в открытом заседании дело о проверке конституционности части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Поводом к рассмотрению дела послужил запрос Законодательного Собрания Ростовской области.
Справка
Оспариваемые нормы регулируют правоотношения, связанные с реализацией гражданином России права на обращение в органы публичной власти (государственные органы и органы местного самоуправления), закрепляют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения. При этом субъекты РФ вправе законодательно определять различные гарантии данного конституционного права, дополняющие гарантии, установленные Федеральным законом.
История вопроса
В 2006 году Законодательное Собрание (ЗАКС) Ростовской области приняло Областной закон «Об обращениях граждан». Прокурор Ростовской области в настоящее время оспаривает данный правовой акт с точки зрения его соответствия Федеральному закону «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».
Однако ростовские депутаты считают, что «дефектен» не областной закон, а федеральный. Он не распространяет на юридических лиц право на обращения в органы публичной власти, не предусматривает гарантий прав граждан при их обращении к федеральным госпредприятиям и учреждениям, не определяет пределы полномочий субъектов РФ по самостоятельному правовому урегулированию этих вопросов.
Позиция заявителя
На практике существуют различные подходы в обеспечении права юридических лиц как объединений граждан на обращение в органы публичной власти. При этом некоторые специальные (ведомственные) подзаконные акты определяют единый (универсальный) порядок таких обращений и для граждан, и для организаций (юридических лиц).
Заявитель отмечает, что государственные и муниципальные учреждения и предприятия полностью выпадают из схемы рассмотрения обращения граждан, установленной Федеральным законом, что приводит к неэффективности конституционного права граждан на обращения.
Заявитель также указывает на противоречивость ст. 3 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». С одной стороны, субъекты РФ не могут регулировать правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан (часть 1), а с другой, вправе устанавливать гарантии и дополняющие гарантии, установленные данным Федеральным законом (часть 2), что приводит к оценке в правоприменительной практике соответствующего правового регулирования субъектами РФ как превышение их полномочий.
ЗАКС Ростовской области, обратившийся в порядке абстрактного нормоконтроля, считает, что положения части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» не соответствуют в оспариваемых аспектах статьям 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1), 30 (часть 1), 33, 76 (часть 5) Конституции РФ.