Устанавливается правовой режим электронного документа и его юридическая значимости в деятельности органов судебной власти

Опубликован проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В Основы законодательства Российской Федерации о нотариате законопроектом предлагается внести изменения, направленные на обеспечение нотариусов средствами электронной подписи за счет небюджетных средств нотариата России и позволяющие нотариусам принимать для совершения нотариальных действий электронные документы, в том числе являющиеся результатом оказания государственных услуг, а также представлять результаты совершения нотариальных действий в виде электронных документов.

Предоставление результатов нотариальных действий для оказания государственных услуг предполагается через Единую информационную систему нотариата РФ, в настоящее время работающую в экспериментальном режиме, дальнейшее функционирование которой будет обеспечиваться Федеральной нотариальной палатой в соответствии с Положением «О Единой Информационной Системе нотариата Российской Федерации» (ЕИС), утвержденным Правлением Федеральной нотариальной палаты (протокол № 07-2/09 от 22-23 июня 2009 г.).

Предлагается внести изменения в статью 30 Основ в части наделения Федеральной нотариальной палаты полномочиями по обеспечению электронного взаимодействия Единой информационной системы нотариата с государственными и муниципальными информационными системами с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Порядок совершения нотариальных действий в электронной форме, в том числе с использованием элементов инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, устанавливается Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Для эффективного внедрения единого информационного пространства судов в России необходимо законодательно закрепить возможность использования электронных документов в судопроизводстве и определить их правовой режим.

Законопроектом предлагается внести изменения в процессуальное законодательство (УПК РФ, АПК РФ, ГПК РФ) и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления особенностей использования электронных документов.

Предполагается предоставить участникам судопроизводства право направлять в адрес суда ходатайство, заявление, жалоба, представление и иные документы в виде электронных документов.

В то же время участники судопроизводства смогут получать по ходатайству копии процессуальных документов в электронном виде, в том числе уведомления о результатах рассмотрения судом их заявлений и жалоб и принятых по ним решениях.

Кроме того, пунифицироуется в процессуальном законодательстве понятие документа в электронном виде и определить условия его допустимости.

Так, статью 5 УПК РФ предлагается дополнить понятием электронного документа, который определяется как приговор, определение, постановление, ходатайство, жалоба, представление и иные процессуальные решения и документы в электронном виде, юридическая значимость которых подтверждена в том числе усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством РФ.

В статье 84 УПК РФ под иными документами в уголовно-процессуальном доказывании подразумеваются не являющиеся вещественными доказательствами, а равно протоколами следственных (судебных) действий (заключениями эксперта либо специалиста) «любые письменные или оформленные иным способом акты, удостоверяющие или излагающие факты и обстоятельства, которые имеют значение по делу».

Одновременно предлагается дополнить часть 6 «Бланки процессуальных документов» УПК РФ нормами, обеспечивающими возможность использования документов в электронном виде при осуществлении уголовного судопроизводства. Так, в Главу 56 включена новая статья 476 «Порядок использования электронных документов в уголовном судопроизводстве», определяющая возможность направления участникам судопроизводства в адрес суда заявлений, ходатайств, жалоб и приложенных к ним доказательств, а также иных процессуальных документов в электронном виде посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет», юридическая значимость которых подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью, а также получать копии процессуальных решений суда, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, дознавателя, вынесенных в порядке, установленном настоящим Кодексом, в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

Изменения в статьи 3 и 35 ГПК РФ позволят обеспечить возможность подачи заинтересованными лицами и лицами участвующими в процессе юридически значимых электронных документов в суд и получения в электронном виде копий судебных постановлений, извещений, вызовов и иных документов.

Вместе с тем возможность направления процессуальных документов в электронном виде в адрес суда посредством заполнения форм, размещенных на его официальном сайте в сети «Интернет» предусматривается в ГПК РФ (пункты 1 и 2 статьи 5).

Также законопроектом предусмотрено внесение изменений в УПК РФ, АПК РФ, ГПК РФ и Федеральный закон от 2 ноября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в части возможности получения исполнительного листа в электронном виде.

В рамках дополнения АПК РФ нормами, обеспечивающими возможность юридически значимого электронного взаимодействия между сторонами процесса и судом, предусматривается внесение «сквозных» изменений в отдельные процессуальные нормы.

Одной из новелл законопроекта является введение дефинитивного аппарата, характеризующего наиболее общие и значимые для всей сферы понятия и определения, которые требуют однозначного толкования в целях формирования единой правоприменительной практики с учетом специфичности области регулирования.

Предлагается закрепление дефиниций, связанных с обеспечением юридической значимости результатов оказания государственных услуг в электронной форме и возможности их последующего использования в судах – «юридически значимый документ», «правовой режим электронного документа», «результат предоставления государственной или муниципальной услуги и (или) межведомственного запроса».

Указанные определения вводятся в федеральные законы от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», содержащий определение понятия «электронный документ», регламентирующий порядок документирования информации, и от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Законопроектом предусматривается исключение из сферы действия указанных федеральных законов правоотношений, связанных с документированием информации, представленной в электронной форме при осуществлении процессуальных действий.

Изменения также вносятся в Федеральный закон от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

В Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» законопроектом предполагается внести изменения, направленные на возможность направления запроса и ответа на запрос в форме электронного документа, юридическая значимость которого подтверждена электронной подписью в порядке, установленном законодательством РФ.

Кроме того, законопроектом предлагается изменение в федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части использования усиленной квалифицированной электронной подписи.

Особенности представления результатов предоставления государственной или муниципальной услуги в форме электронного документа в качестве письменных доказательств устанавливаются в Федеральном законе «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Результат предоставления государственной или муниципальной услуги и (или) межведомственный запрос в форме электронного документа, может быть представлен в качестве письменного доказательства в соответствии с уголовно-процессуальным, арбитражным процессуальным, гражданским процессуальным и административным законодательством РФ.

Кроме того, результат предоставления государственной или муниципальной услуги может быть представлен в виде электронного документа, юридическая значимость которого подтверждена нотариусом в порядке, установленном законодательством РФ об электронной подписи и о нотариате.

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Copyright © 2008-2012 Bloglaw.Ru
Хостинг любезно предоставлен филиалом «Сахателеком» ОАО «Ростелеком»
Яндекс.Метрика

Thanx: Lifestar