Штрафы на работе: всеобщее нарушение закона!

Штрафы на работе противоречат трудовому законодательству. Штрафование за дисциплинарные проступки (опоздание на работу и т. п.) законодательством запрещено. Привлечь работника к материальной ответственности можно, только если он своими действиями причинил работодателю прямой ущерб. Однако совсем обходиться без отрицательных мотиваторов компании не хотят. 

Лучший способ мотивации?
В ходе опроса на тему «Можно ли управлять людьми без наказаний?», который проводил Национальный союз кадровиков, выяснилось, что 15% опрошенных руководителей такую возможность исключают. 79% считают, что «отрицательные мотиваторы» использовать можно, но только как исключение из правил: не часто и в отношении «особо провинившихся». А 6% и вовсе назвали штрафы лучшим способом мотивации.

«Штрафы и наказания в управлении работой персонала, как и поощрения, необходимы», — говорит президент «ЭКОПСИ Консалтинг» Марк Розин. Однако использовать отрицательные мотиваторы нужно в зависимости от уровня мотивации достижений у того или иного сотрудника, добавляет он. По его словам, правильно разработанная система контроля и наказаний может быть вполне эффективной применительно к людям рабочих специальностей. А вот для специалистов больший эффект приносят системы поощрения. Причина в том, что у менеджеров в среднем довольно высокая мотивация достижений, а у рабочих превалирует ее антипод — мотивация избегания неудач.

Не штраф, а депремирование
Тем не менее использовать прямой механизм штрафования работодатели по закону не могут, если сотрудник не причинил своими действиями прямого ущерба компании.

«Система штрафов практически нигде не используется, российские компании стали законопослушными, — говорит Мария Шепелева, руководитель отдела системных продаж консалтинговой групы ИМИКОР. — Представители столичных компаний, а также компаний, базирующихся в городах-миллионниках, удивятся и посмеются, услышав вопрос о штрафах. Это явление воспринимают так же, как серую зарплату».

Действительно, задав вопрос о штрафах сотрудникам кадровой службы международной компании CB Richard Ellis, мы услышали следующее:

«Наша компания работает строго по закону, поэтому мы даже не пытаемся обсуждать то, что делается вне закона. Понятия штрафа нет в Трудовом кодексе РФ. Есть мотивированное лишение премии за тот или иной проступок. Данное действие должно быть обосновано и понятно обеим сторонам — и работодателю и работнику. Оформляется приказом, прописано в положении о премировании. Действует по принципу кнута и пряника. Больше добавить нечего…»

То есть штрафы, конечно, исчезли, но им нашли «удачную» замену — депремирование, которая по сути своей мало чем отличается от штрафов.

Об этом же говорит и Мария Шепелева. «Сейчас практически во всех компаниях заработная плата состоит из трех частей — это оклад, постоянная переменная часть (как бы странно это не звучало) и переменная, или бонусная часть. Постоянную переменную часть сотрудник получает, если выполняет должностную инструкцию. Если же нарушает, то его могут депремировать.

Человек настолько привыкает к постоянной переменной части, что считает ее окладом, и очень удивляется, если его (например, в случае прогула) лишают этой части. Однако с точки зрения законодательства все остается чистым, подводит итог Мария Шепелева.

Альянс с системой поощрений
Чем ниже должность, тем выше вероятность, что за провинность, к примеру за опоздание, вас лишат премии.

«Однако даже самая разумная система контроля и наказаний не будет эффективной без альянса с системой поощрений, — подчеркивает Марк Розин. — Избыточное наказание ведет к феномену «выученной беспомощности» и перестает мотивировать даже на соблюдение правил».

Мария Шепелева считает, что и в отношении сотрудников, занимающих операционные должности, системы поощрения тоже вполне действенны: «Дополнительное поощрение за то, что сотрудник не сделал чего-либо нарушающего, обязательно принесет свой результат. Очень часто в крупных российских или западных компаниях сотруднику выплачивают примерно 500 рублей ежемесячно за то, что он не курит в рабочее время. Также в некоторых компаниях сотрудника премируют за то, что он целый месяц не опаздывал.

Что касается мотивирования штрафом, то оно, на мой взгляд, в психологическом плане лучше депремирования, поскольку в первом случае сотрудники прекрасно понимают, что они провинились и будут наказаны, а во втором они полагают, что их, грубо говоря «обокрали». Я считаю, что штрафы или депремирования должны быть обязательно в тех областях, где ошибка приводит к большим проблемам: фармацевтика, медицина, туристический бизнес и т.д.».

В некоторых компаниях штрафы принципиально отменены. Руководители считают, что логичнеее делать ставку на заинтересованность работника, а не на боязнь наказания.

Их тоже штрафовали
Также часто штрафуют в фирмах, использующих труд мигрантов. «Вычесть из их зарплаты какую-либо сумму за провинность не сложно — с ними и договор-то трудовой не всегда заключают, и зарплату до сих пор выплачивают в конвертах, — говорит юрист Центра социально-трудовых прав Енютина Галина. — А потому жалоб своих оштрафованных сотрудников в органы трудового надзора, например в трудовую инспекцию, эти компании не боятся: попробуй докажи, что был штраф. Кроме того, часто руководству компании проще найти общий язык с представителями инспекции, чем со «строптивым» сотрудником, поэтому доказать, что штраф имел место, очень сложно».

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Copyright © 2008-2012 Bloglaw.Ru
Хостинг любезно предоставлен филиалом «Сахателеком» ОАО «Ростелеком»
Яндекс.Метрика

Thanx: Lifestar