Российский опыт страхования финансовых рисков

Сегодня многие предприятия ощущают необходимость расширения своего бизнеса, коммерческого роста. «Традиционные» клиенты уже не в состоянии обеспечить надлежащий спрос, и возникает необходимость привлечения новых. Процесс расширения клиентского портфеля всегда связан с риском, а любое предприятие заинтересовано в своевременном возвращении своих средств. Хотя далеко не всегда можно быть уверенным в добросовестности и финансовой устойчивости каждого нового клиента, чрезмерная осторожность порой сильно тормозит движение вперед. Подобная проблема решается с помощью финансового страхования, которое разрешает компаниям уверенно планировать развитие своего бизнеса.

 И хотя страхование финансовых рисков не относится на себестоимость продукции (работ, услуг), этот вид страхования является привлекательным для страхователей, так как позволяет минимизировать убытки, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности[1]. Рынок страхования финансовых рисков в России сегодня находится в начальной стадии своего развития по сравнению с мировым страховым рынком, а также в сравнении со страховыми рынками ряда стран Восточной Европы и Балтии, в которых страхование финансовых рисков, особенно кредитное страхование, в последние годы получило бурное развитие. Учитывая динамику роста совокупного уставного капитала российских страховых и растущий спрос на страхование финансовых рисков, можно предположить увеличение емкости данного рынка в ближайшие годы и в России. «Финансовый риск» в узком смысле слова означает риск возникновения непредвиденных расходов у некоммерческих организаций и физических лиц в процессе осуществления ими какой-либо деятельности или заключения единичных сделок, не направленных на систематическое получение прибыли. Под «предпринимательским риском» понимается риск возникновения непредвиденных расходов при осуществлении предпринимательской деятельности у коммерческих организаций или индивидуальных предпринимателей (статья 933 Гражданского кодекса РФ). Следует сказать, что разделение это весьма условное и в страховании под «финансовыми рисками» понимают и первое, и второе одновременно. Поэтому в дальнейшем мы будем употреблять термин «финансовые риски», подразумевая, что они включают в себя и предпринимательские. В настоящее время продукты по страхованию финансовых рисков классифицируются следующим образом:
1. продукты по кредитному страхованию: страхование коммерческих кредитов; страхование потребительских кредитов; страхование экспортных кредитов;
2. банковские продукты: комплексное страхование финансовых институтов (ВВВ — Banker’s Blanket Bond); страхование эмитентов пластиковых карт;
3. страхование от потери прибыли;
4. страхование финансовых рисков при сделках с недвижимостью: страхование рисков при долевом строительстве; страхование утраты права собственности (титульное страхование). Страхование, связанное с банковскими продуктами, выделяется в отдельное направление. Финансовыми институтами, риски которых принимаются на страхование, выступают как кредитные организации, так и профессиональные участники рынка ценных бумаг (включая регистраторов и депозитарии). Эмитентами пластиковых карт выступают кредитные организации, действующие на основании лицензий Банка России на банковскую деятельность. На страхование принимаются следующие финансовые риски: по страхованию финансовых институтов: подделка документов (ценных бумаг, платежных документов, поручений на перевод активов); операции с поддельными или похищенными ценными бумагами; операции с фальшивыми банкнотами (монетами); нелояльность персонала; по страхованию эмитентов пластиковых карт: списание денежных средств со спецкартсчёта держателя банковской (пластиковой) карты в результате противоправных действий третьих лиц с банковской картой, невозможность взыскания суммы овердрафта с держателя банковской карты (по расчётной банковской карте) и суммы кредита (по кредитной банковской карте). В настоящий момент данные виды страхования получили дополнительное развитие в связи с принятием рядом саморегулирующихся организаций рынка ценных бумаг положений о комплексном страховании финансовых институтов. Основной объём страховых премий по данным видам страхования собирается страховыми компаниями-лидерами страхового рынка. Наряду со страховыми компаниями довольно большое влияние на рынок оказывают транснациональные брокерские компании («Marsh», «Heath Lambert»), которые, по сути, первыми адаптировали свои продукты под российский рынок и осуществили первые продажи. Объем страхового рынка России по данным видам страхования оценивается экспертами в $10 млн. подписанной страховой премии в год[2]. Перечисленные ранее виды страхования являются традиционными для западных страховых рынков. Политика Правительства и Минфина России направлена на укрепление банковской системы РФ. Результатом такой политики может стать существенное уменьшение количества кредитных организаций их слиянием либо поглощением мелких и средних более крупными. Кроме того, банковская система России ориентируется на минимизацию катастрофических рисков. Всё это стимулирует дополнительный интерес к описанным ранее страховым продуктам и рост страховой премии[3]. На стыке банковских и страховых технологий находится такой страховой продукт, как страхование потребительских кредитов. В качестве особенностей продукта стоит отметить, во-первых, обширные возможности по взысканию долгов заемщиков в порядке выдвижения регрессных требований и, во-вторых, использование статистических данных в вероятностных оценках степени риска в отличие от страхования других видов финансовых рисков. Поскольку широкое распространение потребительского кредитования в России началось не так давно, то конкуренция в этом сегменте не столь велика как в развитых странах. Это позволяет кредитным организациям за счет высокой стоимости потребительского кредита зачастую оставлять связанные с ним риски на собственном удержании. И всё же объём выданных банками потребительских кредитов постоянно растёт, постепенно увеличивается и спрос на страхование. Поэтому ряд страховых компаний планирует в ближайшем будущем заключить облигаторный договор перестрахования потребительских кредитов с одной из крупных западных компаний. Ёмкость облигаторного договора[4] будет невелика — она рассчитывается исходя из того, чтобы размер среднего потребительского кредита не превышал эту величину. Оставить данные риски на собственном удержании страховая компания уже не может, т. к. количество застрахованных кредитов становится слишком большим. Объем страхового рынка России по этому виду страхования оценивается экспертно в $10 млн. подписанной страховой премии в год. Страхование коммерческих кредитов своими корнями уходит в начало XX века, когда были образованы первые государственные агентства по страхованию экспортных кредитов в Германии, Франции и Англии. По разным оценкам сборы в 2002 г. составили около $1 млн. вместе с продуктом «страхование авансовых платежей». Емкость рынка по страхованию коммерческих кредитов оценивается в $150 млн. Перестрахование коммерческих кредитов является в настоящее время весьма трудным делом. На российском рынке не хватает перестраховочных ёмкостей, подавляющее большинство компаний не могут принять в перестрахование больше $100 тыс. Поэтому вопрос перестрахования коммерческих кредитов можно принципиально решить за счёт заключения облигаторного договора с одной из крупных западных компаний. Новацией на страховом рынке России стало страхование финансовых рисков лизингодателя, а именно рисков неоплаты лизингополучателем лизинговых платежей. В отличие от практикуемой схемы страхования, которая предусматривала страхование имущества, передаваемого в лизинг, самим лизингополучателем и существенно удорожала стоимость лизинга (не защищая полностью имущественных интересов лизингодателя в случае несостоятельности лизингополучателя), данный вид страхования полностью покрывает кредитные риски (за вычетом франшизы) лизингодателя. Существенным моментом в данном виде страхования является прозрачность вторичного рынка автотранспорта и возможность реализации на нём автотранспорта, перешедшего к страховщику в порядке суброгации[5] после выплаты страхового возмещения. Данный вид страхования является перспективным, что подтверждается возрастающим интересом со стороны организаций, занимающихся предоставлением в лизинг автотранспорта. Объем страхового рынка России по данному виду страхования оценивается экспертно в $10 млн. подписанной страховой премии в год[6]. Данный страховой продукт на российском рынке предлагают 5-6 страховых компаний. Потребительское кредитование в России развивается ускоренными темпами: крупные банки не устают рекламировать новые «продуктовые линейки», банки же помельче пытаются по мере сил копировать действия «крупняка». Лидеры финансового рынка в 2005 году увеличили долю кредитов, предоставленных физическим лицам, более, чем вдвое, а некоторые продемонстрировали даже трехкратное и четырехкратное увеличение. Однако появилась информация, которая заставляет призадуматься о том, как на деле обстоят дела в сфере кредитования физических лиц. Так, генеральной директор крупнейшей российской страховой компании «РОСНО» Леонид Меламед заявил, что по итогам 2005 и 2006 года единственной убыточной линией бизнеса для его детища стало страхование финансовых рисков. По его словам, убытки по этому виду страхования составили несколько миллионов долларов. Самым «провальным» оказалось как раз страхование потребительских кредитов, на долю которого в совокупных сборах компании приходится менее 1%. Среди факторов, ставших причиной таких показателей, он назвал, в частности, недостатки скоринговой системы, ошибки в андеррайтинге и «откровенное мошенничество» отдельных заемщиков. В связи с этим «РОСНО» решило оставить «очень небольшой портфель по страхованию потребительских кредитов», выдаваемых только на покупку очень крупных товаров. Остальной портфель компания сокращает «почти до нуля», сообщил Леонид Меламед. Похоже, что объемы невозвратов растут куда быстрее, чем рассчитывали банкиры и страховщики. Не в последнюю очередь потому, что банки, стремясь обойти друг друга, постоянно удлиняют сроки предоставления средств и облегчают сами условия кредитования. Хитом 2007 года, например, обещают стать необеспеченные кредиты. К тому же опять-таки из-за растущей конкуренции банкам приходится отказываться от принципа: один клиент — один кредит. Пока финансово-кредитные структуры опасаются предоставлять человеку займ, если известно, что он должен другому банку: ведь в случае дефолта неизбежно пострадает «поздний» кредит.[7]

 Василиса Каменева 

———————————

[1] Под «предпринимательским риском» понимается риск возникновения непредвиденных расходов при осуществлении предпринимательской деятельности у коммерческих организаций или индивидуальных предпринимателей (ст. 933 Гражданского кодекса РФ). В соответствии с гражданским законодательством страхование предпринимательского риска производится либо на случай нарушения обязательств контрагентом предпринимателя, либо на случай изменения условий деятельности предпринимателя по независящим от него причинам.
[2] Шиминова М.Я. Основы страхового права в России. М., 2003
[3] «Финансовая газета. Региональный выпуск», 2007, N 3.
[4] Облигаторный договор перестрахования — вид договора перестрахования, который предполагает обязательную уступку перестрахователем перестраховщику заранее согласованной части риска. При этом перестраховщик обязан принимать эту часть риска в перестрахование на заранее согласованных условиях.
[5] Суброгация — переход к страховщику, выплатившему страховое возмещение страхователю, права предъявления претензии, которое страхователь имеет к лицу, ответственному за причинённый ущерб.
[6] Электронное издание газеты «Личные деньги», (htpp:// www.pmoney.ru/). Проверено 02.07.2006г.
[7]Электронное издание газеты «Личные деньги», (htpp:// www.pmoney.ru/). Проверено 02.07.2006г.

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Copyright © 2008-2012 Bloglaw.Ru
Хостинг любезно предоставлен филиалом «Сахателеком» ОАО «Ростелеком»
Яндекс.Метрика

Thanx: Lifestar