Федеральная антимонопольная служба России с удовлетворением отмечает принятие депутатами Госдумы в окончательном чтении трех законопроектов, разработанных службой.
Специалисты ведомства рассказывают о принятых законопроектах.
3 июля 2009 года Государственная Дума одобрила в 3-м чтении проект закона «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации», представленные от имени Правительства России главой Федеральной антимонопольной службы Игорем Артемьевым.
«Мы рассчитываем, что поправки в закон дисциплинируют чиновников и руководителей компаний, что нарушений с их стороны станет меньше, а у малого бизнеса появится больше возможностей для развития своего бизнеса», — полагает глава ФАС Игорь Артемьев.
Поправки предусматривают введение в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях ряд составов административных правонарушений в сфере размещения государственного или муниципального заказа, обеспечивающих повышение эффективности проведения торгов и защиту субъектов предпринимательской деятельности, участвующих в таких торгах.
«Недробление лотов в интересах малого бизнеса будет наказываться штрафом в размере 50 тыс. рублей», — утверждает Игорь Артемьев.
В частности предлагается установить административную ответственность за:
- неразмещение заказов на поставки товаров, оказание услуг у субъектов малого предпринимательства;
- нарушение сроков возврата денежных средств и прав участников торгов на электронной площадке;
- продолжение действий по размещению заказа, если размещение такого заказа приостановлено в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- непредставление сведений о заключении государственного или муниципального контракта.
«В условиях, когда получить кредиты малому бизнесу почти невозможно, а процентные ставки по ним слишком высоки, большое значение имеет расширение возможности участия представителей малого и среднего бизнеса в торгах», — полагает глава ФАС России.
Депутаты также поддержали идею ФАС России о дисквалификации на срок до трех лет должностных лиц хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке и злоупотребляющим таким положением. «Указанная мера административной ответственности может применяться как альтернативная административному штрафу», — полагает Игорь Артемьев.
«О внесении изменений в статьи 17.1 и 53 ФЗ «О защите конкуренции»
Законопроектом расширяется перечень субъектов, с которыми договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, могут заключаться без проведения торгов (конкурсов или аукционов). К ним относятся государственные и муниципальные учреждения, а также некоммерческие организации, созданные в форме ассоциаций и союзов, религиозные и общественные организации, адвокатские, нотариальные, торгово-промышленные палаты, образовательные учреждения.
Законопроектом продлевается до 1 июля 2015 года возможность перезаключения без проведения торгов договоров аренды с субъектами малого и среднего предпринимательства, заключенных до 1 июля 2008 года.
Также одно из положений касается недвижимого имущества, права в отношении которого прекращаются в связи со сносом или с реконструкцией здания. Недвижимое имущество, права на которое предоставляются, должно быть равнозначным ранее имевшемуся по ряду условий.
Для повышения прозрачности процедур с 1 января 2011 года информация о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров будет размещаться на официальном сайте в Интернет, предназначенном для размещения информации о проведении торгов в РФ.
Указанные изменения направлены на укрепление социально-экономической политики государства и защиту интересов государственных или муниципальных учреждений, финансируемых из бюджетов соответствующих уровней.
Принятие законопроекта позволит создать благоприятные условия для реализации социальной политики государства, поддержки малого бизнеса.
«О внесении изменений в ФЗ «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Согласно поправкам, ФАС России сможет при определенных условиях признать доминирующей компанию, доля которой на соответствующем товарном рынке составляет менее чем 35% и превышает доли других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, но которая может оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке.
В законопроект также внесено уточнение понятия «монопольно высокая» и «монопольно низкая» цена товара. Так, согласно законопроекту, монопольно высокой ценой товара признается цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке на территории Российской Федерации или за ее пределами.
При этом не признается монопольно высокой цена товара, являющегося результатом инновационной деятельности, то есть деятельности, приводящей к созданию нового невзаимозаменяемого товара либо нового взаимозаменяемого товара при снижении расходов на его производство и (или) улучшение его качества.
Кроме того, законопроект предусматривает:
- использование при определении монопольно высокой цены товара как затратного метода исследования (оценка суммы необходимых для производства товара расходов и прибыли), так и «метода сопоставимых рынков» (сравнение с ценой, установленной в условиях конкуренции на сопоставимом рынке).
- согласование порядка проведения антимонопольными органами проверок соблюдения антимонопольного законодательства с положениями Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
- проведение внеплановых проверок без предварительного уведомления проверяемого лица о ее проведении в целях повышения эффективности раскрытия соглашений, ограничивающих конкуренцию (картелей).
- уведомительный порядок совершения сделок внутри группы лиц, объединенной по «структурному» основанию (лицо владеет более чем 50%в общего числа голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества).
- право антимонопольных органов выдавать предписания о продаже определенного объема продукции на товарной бирже, о предварительном согласовании с антимонопольным органом особенностей формирования стартовой цены на продукцию при ее продаже на товарной бирже в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
- установление трехлетнего срока давности возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.
«Мы благодарны депутатам за то, что они нашли возможность рассмотреть поправки в наш закон до конца весенней сессии», — заявил руководитель ФАС РФ Игорь Артемьев.
«Принятые поправки помогут нам в расследовании картельных сговоров, пресечении злоупотреблений доминирующим положением, а также борьбе с незаконным предоставлением преференций органами власти отдельным компаниям», — пояснил глава ФАС России.