Архивы за месяц Декабрь, 2009

Уплата земельного налога

Особенности исчисления и уплаты земельного налога рассмотрены на конкретных примерах из судебной практики за 2008 г.
Постановление ФАС Уральского округа от 25.06.2008 N Ф09-4523/08-С3
Суть дела.
При камеральной налоговой проверке авансового расчета по земельному налогу налоговым органом было установлено, что налогоплательщик не учел земельный участок.
В результате было принято решение о доначислении авансового платежа по налогу и пени.
Спорный земельный участок был предоставлен федеральному государственному унитарному предприятию на праве постоянного (бессрочного) пользования. Затем данное предприятие реорганизовалось в форме преобразования в ОАО (далее — налогоплательщик).
Налогоплательщик с вынесенным решением не согласился, указав, что спорный земельный участок относится к имуществу, не подлежащему приватизации, по распоряжению территориального управления Росимущества. В связи с этим предоставленное право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекратилось с даты издания соответствующего распоряжения. К налогоплательщику право постоянного (бессрочного) пользования данным земельным участком не перешло. Собственником земельного участка является РФ.
Позиция суда.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками налога на землю признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу п. п. 1, 2, 3, 9 ст. 50 НК РФ налогоплательщик, являясь правопреемником предприятия, должен исполнить его обязанности по уплате налогов с соблюдением установленных для этого сроков.
Утверждение налогоплательщика о прекращении у предприятия права пользования земельным участком с момента издания распоряжения об условиях приватизации не основано на законе, не подтверждено документально.
Таким образом, налогоплательщик обязан уплатить земельный налог.
На основании ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закон N 178) при приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия имущество, не включенное в состав подлежащих приватизации активов указанного предприятия, изымается собственником.
Наличие либо отсутствие перехода прав на земельный участок к созданному юридическому лицу не влияет на исполнение им обязанности юридического лица, прекратившего существование, по уплате налога и пени.
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.06.2008 N А52-4541/2007
Суть дела.
По результатам проведенной выездной налоговой проверки налоговым органом принято решение, которым налогоплательщику доначислен к уплате земельный налог, пени. Кроме того, налогоплательщик привлечен к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа за неуплату налога.
Основанием для доначисления земельного налога послужило пользование налогоплательщиком земельным участком, занятым объектами недвижимости, приобретенными у общества по договорам купли-продажи.
По мнению налогового органа, если налогоплательщиком не был заключен договор аренды земельного участка, на котором расположено имущество, принадлежащее налогоплательщику на праве собственности, и арендная плата собственнику участка не уплачивалась, ему следовало производить плату за землю в форме земельного налога.
Налогоплательщик с данным решением не согласился, указав, что он не является плательщиком земельного налога, так как на момент продажи объектов недвижимости продавец владел земельным участком на праве аренды. Следовательно, он также имеет право на заключение договора аренды.
Позиция суда.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 «О плате за землю» использование земли в РФ является платным. Формами платы являются земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
В силу п. 2 ст. 388 НК РФ не признаются плательщиками земельного налога организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Согласно п. 1 ст. 35 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) и п. 3 ст. 552 ГК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящееся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
По вопросу применения указанных норм права Пленум ВАС РФ дал разъяснения, изложенные в п. 14 Постановления от 24.03.2005 N 11, согласно которым покупатель здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве аренды, с момента регистрации перехода права собственности на такую недвижимость приобретает право пользования земельным участком, занятым зданием, строением, сооружением и необходимым для их использования на праве аренды, независимо от того, оформлен в установленном порядке договор аренды между покупателем недвижимости и собственником земельного участка или нет.
Поскольку с момента регистрации права собственности на объекты недвижимости налогоплательщик приобрел право пользования земельным участком, занятым приобретенной недвижимостью, на условиях аренды и этот участок не подлежит передаче в собственность, так как находится в составе земель водоохранного назначения, суд принял решение, что налогоплательщик не является плательщиком земельного налога. Следовательно, начисление ему земельного налога и соответствующей суммы пеней, а также штрафа неправомерно.
Постановление ФАС Уральского округа от 23.06.2008 N Ф09-4421/08-С3
Суть дела.
Налогоплательщик является собственником земельного участка, который в спорный период относился к категории — земли поселений с разрешенным использованием — под производственную базу. Налогоплательщик включен в реестр организаций агропромышленного комплекса, видами деятельности которого являются овощеводство, растениеводство, переработка, закупка и продажа овощей и зернобобовых культур. Спорный земельный участок используется налогоплательщиком в сельскохозяйственных целях.
Налоговым органом по результатам налоговой проверки вынесено решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности в виде штрафа, предложено также уплатить доначисленный земельный налог. Основанием для доначисления земельного налога послужил вывод налогового органа о неправомерном применении налогоплательщиком при исчислении земельного налога, подлежащего уплате в бюджет, ставки в размере 0,1% кадастровой стоимости земельного участка, предусмотренной для земель сельскохозяйственного назначения.
Полагая, что решение налогового органа нарушает его права и законные интересы, налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании данного решения недействительным.
Позиция суда.
В соответствии с п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Категории земель перечислены в п. 1 ст. 7 ЗК РФ.
Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Статьями 387, 394 НК РФ предусмотрено установление нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Положением о земельном налоге, утвержденным представительным органом муниципальных образований, ставка земельного налога в размере 0,1% от кадастровой стоимости установлена для земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования и используемых для сельскохозяйственного производства.
Для применения налоговой ставки 0,1% необходимо одновременное соблюдение двух условий:
1) земельный участок должен быть отнесен к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования;
2) земельный участок должен использоваться для сельскохозяйственного производства.
Налогоплательщиком участок использовался для сельскохозяйственного производства, категория земель — земли поселений, вид разрешенного использования — под производственную базу.
Использование земельного участка в сельскохозяйственных целях не свидетельствует об изменении категории земель и отнесении их к землям сельскохозяйственного назначения.
Поскольку доказательств отнесения спорного земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования материалы дела не содержат, ставка 0,1% применена налогоплательщиком неправомерно.
Постановление ФАС Уральского округа от 29.05.2008 N Ф09-3337/07-С3
Суть дела.
Налогоплательщик осуществляет работы по эксплуатации и ремонту жилого фонда, находящегося в муниципальной собственности и переданного ему на праве хозяйственного ведения.
Решением налогового органа налогоплательщику доначислен земельный налог.
Налоговый орган сделал такой вывод: налогоплательщик, получив на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, получил в фактическое владение, пользование, распоряжение с учетом ограничений, установленных законом и договором, и земельные участки. Таким образом, закрепление собственником за предприятием на праве хозяйственного ведения объектов недвижимости влечет переход права владения земельными участками, расположенными под ними, в связи с чем налогоплательщик обязан платить земельный налог с момента составления актов приема-передачи имущества.
Налогоплательщик с данным решением не согласился и обжаловал его в суд.
Позиция суда.
В силу ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки.
В существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Таким образом, поскольку собственником или землепользователем земельных участков, расположенных под жилым фондом, предприятие не является, обязанность по уплате земельного налога за пользование данными земельными участками у него не возникает. Земельный налог на земельные участки, занятые жилыми домами, подлежит возврату как излишне уплаченный.
Тем не менее из материалов дела следует, что помимо жилых домов на территории спорных земельных участков находятся также котельная, трансформаторные подстанции, газораспределительные пункты, пожарный водоем, административные здания, баня и подсобное хозяйство, есть объекты, необходимые для осуществления хозяйственной деятельности предприятия.
Факт, что в административных зданиях подсобное хозяйство предприятием фактически не используется, а баня находится в разрушенном состоянии, не является основанием для освобождения предприятия от уплаты земельного налога по данным объектам недвижимости за соответствующий налоговый период. Обязанность по уплате земельного налога возникает вне зависимости от состояния зданий, использования предприятием подсобного хозяйства и от того, кто в настоящее время занимает одно из административных зданий.
Таким образом, налогоплательщик обязан исчислять и уплачивать земельный налог за пользование земельными участками, занятыми объектами, необходимыми для осуществления своей хозяйственной деятельности, а именно: котельной, трансформаторными подстанциями, газораспределительными пунктами, пожарным водоемом, административными зданиями, баней и подсобным хозяйством. Отсутствие правоустанавливающих документов на данные земельные участки также не может служить основанием для освобождения фактического землевладельца и землепользователя от платы за землю.
Возврату подлежит излишне уплаченный земельный налог на земельные участки, занятые жилыми домами, и соответствующие пени.
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 21.05.2008 N Ф08-2714/2008
Суть дела.
По договорам муниципальное учреждение (далее — налогоплательщик) приобрело земельные участки, которые были оформлены в муниципальную собственность.
Налоговая инспекция выставила в адрес налогоплательщика требование об уплате земельного налога и пени.
Налогоплательщик уплатил налог и пени. Однако впоследствии он обратился в налоговый орган с заявлением о возврате ошибочно уплаченных, по его мнению, сумм.
Решением налогового органа налогоплательщику было отказано в возврате указанных сумм.
Налогоплательщик обратился в суд о признании решения налогового органа недействительным.
Позиция суда.
В силу п. 1 ст. 5 ЗК РФ участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, РФ, субъекты РФ, муниципальные образования.
Пунктом 1 ст. 125 ГК РФ установлено, что от имени РФ и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в этом пункте, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус данных органов (п. 2 ст. 125 ГК РФ).
Согласно п. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Пункт 1 ст. 388 НК РФ признает плательщиками земельного налога организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ организации — это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ.
На основании п. 1 ст. 2 ГК РФ участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В гражданских правоотношениях могут участвовать также РФ, субъекты РФ и муниципальные образования.
В соответствии со ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с другими участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами.
К указанным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Таким образом, гражданское законодательство не относит РФ, субъекты РФ и муниципальные образования к юридическим лицам, лишь распространяя на них правила, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.
С учетом положений названных правовых норм муниципальные образования в целях законодательства о налогах и сборах не могут быть отнесены к организациям в смысле, придаваемом данному понятию НК РФ.
Следовательно, основания для признания муниципального учреждения налогоплательщиком земельного налога в отношении муниципальных земель отсутствуют.
Согласно ст. ст. 78, 79 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном указанными статьями.
Ю.Лермонтов
Консультант
Минфина России
Подписано в печать
27.03.2009
Особенности исчисления и уплаты земельного налога рассмотрены на конкретных примерах из судебной практики за 2008 г. Читать далее »

Уплата НДС индивидуальными предпренимателями

Индивидуальные предприниматели согласно ст. 143 НК РФ признаются плательщиками налога на добавленную стоимость. В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ НДС облагаются следующие операции:
- реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. При этом передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признаются реализацией товаров (работ, услуг);
- выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
- ввоз товаров на таможенную территорию РФ.
Согласно п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом налогообложения, в частности:
- операции, указанные в п. 3 ст. 39 НК РФ;
- передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;
- операции по реализации земельных участков (долей в них).
Статьей 149 НК РФ закреплен перечень операций, не подлежащих обложению НДС (освобождаемых от налогообложения). К ним, в частности, относятся:
- реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ медицинских услуг, оказываемых в том числе врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг;
- реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ услуг, оказываемых без взимания дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов, в том числе медицинских товаров, в период гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей для них и деталей к ним;
- осуществление других операций, предусмотренных ст. 149 НК РФ.
НДС облагаются операции, совершаемые на территории РФ согласно ст. 148 НК РФ. Поэтому, для того чтобы определить, подлежит операция обложению НДС или нет, необходимо установить место осуществления операции. Место выполнения работ (оказания услуг) можно подтвердить в соответствии с п. 4 ст. 148 НК РФ следующими документами: контрактом, заключенным с иностранными или российскими лицами; документами, подтверждающими факт выполнения работ (оказания услуг).
Согласно п. 2 ст. 153 НК РФ при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Порядок определения налоговой базы по различным операциям установлен ст. ст. 154 — 162 НК РФ.
В ст. 161 НК РФ предусмотрено несколько случаев, когда индивидуальные предприниматели должны исполнять обязанности налоговых агентов по НДС, даже применяя специальные налоговые режимы:
- состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории РФ товары (работы, услуги) у налогоплательщиков — иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков. Налоговая база в этом случае определяется как сумма доходов от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом НДС согласно п. п. 1, 2 ст. 161 НК РФ;
- являющиеся арендаторами федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества, предоставленного на территории России органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления. Налоговая база в этом случае определяется как сумма арендной платы с учетом НДС согласно п. 3 ст. 161 НК РФ;
- уполномоченные осуществлять реализацию на территории РФ конфискованного имущества, бесхозяйных ценностей, кладов искупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству. Налоговая база при этом определяется п. 4 ст. 161 НК РФ исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), устанавливаемой с учетом положений ст. 40 НК РФ без учета НДС, но с учетом акцизов;
- осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, при реализации их товаров на территории РФ. Налоговая база в данном случае определяется согласно п. 5 ст. 161 НК РФ как стоимость товаров с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения суммы НДС.
Расчет суммы НДС, которую индивидуальный предприниматель должен уплатить в бюджет, следует начинать с определения налоговой базы.
В соответствии с п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено п. п. 3, 7 — 11, 13 — 15 этой статьи, является наиболее ранняя из следующих дат:
1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Если индивидуальному предпринимателю оплатили товар, но он его еще не отгрузил, то необходимо исчислить НДС с суммы оплаты (частичной оплаты). Если он отгрузил товар, но оплату за него еще не получил, то НДС тоже необходимо исчислить. В таком же порядке исчисляют момент определения налоговой базы налоговые агенты согласно п. 15 ст. 167 НК РФ.
Если моментом определения налоговой базы является день оплаты, частичной оплаты предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) или день передачи имущественных прав, то на день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) или на день передачи имущественных прав в счет поступившей ранее оплаты, частичной оплаты также возникает момент определения налоговой базы (п. 14 ст. 167 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 166 НК РФ сумма НДС исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете — как сумма НДС, полученная в результате сложения сумм налога, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли определенных налоговых баз.
В ст. 164 НК РФ установлены ставки НДС (0%, 10% и 18%) при совершении различных операций.
Покупатель, уплатив НДС продавцу, имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на налоговые вычеты. Под налоговыми вычетами подразумеваются суммы НДС, уплаченные предпринимателем поставщикам при покупке у них товаров (работ, услуг).
Суммы НДС можно принять к вычету только при соблюдении условий, приведенных в ст. 171 НК РФ. Необходимым же условием для принятия сумм НДС к вычету является наличие счета-фактуры. Однако возможны ситуации, при которых НДС не принимается к вычету, а учитывается в стоимости приобретенных товаров (работ, услуг).
Согласно п. 2 ст. 170 НК РФ суммы НДС не принимаются к вычету, если:
- приобретенные (ввезенные) товары (работы, услуги), в том числе основные средства и нематериальные активы, используются для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения);
- приобретенные (ввезенные) товары (работы, услуги), в том числе основные средства и нематериальные активы, используются для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория России;
- товары (работы, услуги), в том числе основные средства и нематериальные активы, приобретены (ввезены) лицами, не являющимися налогоплательщиками в соответствии с гл. 21 НК РФ либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога, например индивидуальными предпринимателями, применяющими специальные налоговые режимы;
- товары (работы, услуги), в том числе основные средства и нематериальные активы, приобретены (ввезены) для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ.
Если же налогоплательщик по каким-то причинам примет к вычету или возмещению суммы НДС, подлежащие учету в стоимости товаров (работ, услуг), то соответствующие суммы налога подлежат восстановлению и уплате в бюджет согласно п. 3 ст. 170 НК РФ в случаях:
- передачи имущества, нематериальных активов и имущественных прав в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или паевых взносов в паевые фонды кооперативов;
- дальнейшего использования товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав для осуществления операций, при которых суммы НДС учитываются в стоимости товаров, работ, услуг (пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ), за исключением операции, предусмотренной пп. 1 п. 3 ст. 170 НК РФ;
- при переходе индивидуального предпринимателя на упрощенную систему налогообложения или на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Пунктом 1 ст. 173 НК РФ установлено, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 171 НК РФ (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных п. 3 ст. 172 НК РФ), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со ст. 166 НК РФ и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с гл. 21 НК РФ.
Уплата НДС производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания услуг) за истекший налоговый период.
С 1 января 2008 г. в соответствии со ст. 7 Закона N 137-ФЗ для всех плательщиков НДС, в том числе исполняющих обязанности налоговых агентов по исчислению и удержанию данного налога, налоговый период устанавливается как квартал независимо от суммы выручки от реализации товаров.
По общему правилу уплата НДС производится тремя равными частями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за налоговым периодом, то есть кварталом. Не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в налоговые органы должны быть представлены налоговые декларации. Форма декларации по НДС утверждена Приказом Минфина России от 07.11.2006 N 136н.
Согласно п. 1 ст. 145 НК РФ индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих индивидуальных предпринимателей без учета НДС не превысила в совокупности два миллиона рублей.
Не могут воспользоваться правом на освобождение от НДС индивидуальные предприниматели, которые:
- реализовывали подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев;
- ввозили товары на таможенную территорию России, подлежащие налогообложению в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ.
Если индивидуальный предприниматель решил получить освобождение от НДС, то он должен представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующее письменное уведомление и документы, которые подтверждают право на такое освобождение. Форма уведомления об использовании права на освобождение от НДС утверждена Приказом МНС России от 04.07.2002 N БГ-3-03/342.
В соответствии с п. 6 ст. 145 НК РФ документами, подтверждающими право на освобождение от НДС, являются:
- выписка из книги продаж;
- выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций;
- копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.
Для индивидуальных предпринимателей, перешедших с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН.
Для индивидуальных предпринимателей, перешедших на общий режим налогообложения с системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН), документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Письменное уведомление и документы, которые подтверждают право на освобождение от НДС, представляются в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого индивидуальный предприниматель использует такое право.
Согласно п. 4 ст. 145 НК РФ освобождение от НДС предоставляется на 12 календарных месяцев. По истечении этого срока не позднее 20-го числа следующего месяца индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение от НДС, представляют в налоговые органы:
- документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала двух миллионов рублей;
- уведомление о продлении использования права на освобождение от НДС в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе использования данного права.
Таким образом, по истечении срока освобождения от НДС индивидуальные предприниматели могут продлить срок освобождения еще на 12 календарных месяцев и делать это неоднократно.
Индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган письменное уведомление об использовании права на освобождение от НДС (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, когда право на освобождение от НДС будет ими утрачено.
Индивидуальный предприниматель утрачивает право на освобождение от НДС в двух случаях:
1) если во время использования права на освобождение сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за каждые три последовательных календарных месяца превысила два миллиона рублей;
2) если налогоплательщик, освобожденный от исчисления и уплаты НДС, осуществил реализацию подакцизных товаров.
Право на освобождение от НДС утрачивается начиная с 1-го числа месяца, в котором сумма выручки превысила два миллиона рублей либо были реализованы подакцизные товары, до окончания периода освобождения.
Сумма НДС за месяц, в котором имело место превышение указанной суммы либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке согласно п. 5 ст. 145 НК РФ.
К.Рыжков
Аудитор
Подписано в печать
30.01.2009
Индивидуальные предприниматели согласно ст. 143 НК РФ признаются плательщиками налога на добавленную стоимость. В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ НДС облагаются следующие операции:
- реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. При этом передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признаются реализацией товаров (работ, услуг);
- выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
- ввоз товаров на таможенную территорию РФ. Читать далее »

Взимание государственной пошлины

В статье на конкретных примерах рассматривается применение судами положений НК РФ, касающихся вопросов исчисления и уплаты государственной пошлины.
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 17.06.2008 N Ф03-А73/08-1/2034.
Суть дела.
Организация обратилась в суд с иском к муниципальному образованию о понуждении принять в муниципальную собственность четыре объекта жилищного фонда.
Решением суда первой инстанции исковое требование удовлетворено только в отношении одного из объектов, и с истца в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 4000 руб.
В апелляционной инстанции истец оспаривал распределение судебных расходов между сторонами, так как считал, что госпошлина взыскана без учета частичного удовлетворения иска и несоразмерна сумме уплаченной при обращении с иском госпошлины (пп. 4 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).
Постановлением арбитражного апелляционного суда решение было изменено: из резолютивной части исключено взыскание с истца в доход федерального бюджета госпошлины в размере 4000 руб. Кроме того, заявителю возвращена излишне уплаченная по апелляционной жалобе госпошлина в сумме 1000 руб.
Истец, посчитав отказ во взыскании в его пользу госпошлины в сумме 500 руб. незаконным, подал кассационную жалобу.
Позиция суда.
Уплаченная по платежному поручению в сумме 2000 руб. при подаче иска госпошлина судом первой инстанции отнесена на истца в размере 4000 руб., что вдвое больше госпошлины, подлежащей уплате по данному делу (пп. 4 п. 1 ст. 333.21 НК РФ), при этом судом не учтено частичное удовлетворение иска.
По апелляционной жалобе истца размер госпошлины, подлежавшей распределению между сторонами по рассмотренному спору, приведен в соответствие с упомянутой нормой НК РФ. Однако судом и этой инстанции не учтено частичное удовлетворение иска.
Уплаченная в федеральный бюджет госпошлина по этому неимущественному спору при подаче иска составила 2000 руб., поэтому в соответствии со ст. 110 АПК РФ при частичном удовлетворении искового требования данную госпошлину следовало распределить между сторонами пропорционально размеру удовлетворенного требования: 500 руб. взыскать с ответчика в пользу истца, а остальную сумму — с последнего.
Таким образом, доводы истца о неправомерном отказе в возврате ему госпошлины в сумме 500 руб. при удовлетворении четвертой части требования являются обоснованными.
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 06.06.2008 N Ф03-А51/08-1/1477.
Суть дела.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, которым удовлетворено требование истца, ответчик (отдел судебных приставов) обратился с апелляционной жалобой.
Определением суда апелляционная жалоба оставлена без движения, так как согласно п. 2 ч. 4 ст. 260 АПК РФ к апелляционной жалобе не приложен документ, подтверждающий уплату госпошлины, или ходатайство об отсрочке (рассрочке) ее уплаты.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить данное определение ввиду его несоответствия ст. 333.17 НК РФ и указывает, что служба судебных приставов не располагает денежными средствами для уплаты государственной пошлины.
Позиция суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 329 АПК РФ постановления главного судебного пристава РФ, главного судебного пристава субъекта РФ, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных АПК РФ и другими федеральными законами, по правилам, установленным гл. 24 АПК РФ.
Исходя из разъяснений ВАС РФ, изложенных в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 НК РФ», в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ государственная пошлина уплачивается при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, ненормативного правового акта недействительным и решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов должностных лиц незаконными.
При применении этого положения следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 2 ст. 329 АПК РФ заявления об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагаются. Упомянутая норма АПК РФ не утратила юридической силы после введения в действие гл. 25.3 НК РФ, о чем исходя из универсальности воли законодателя свидетельствует содержание пп. 7 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, предусматривающего освобождение от уплаты государственной пошлины жалоб на действия судебного пристава-исполнителя, направленных в суды общей юрисдикции и мировым судьям.
Из ч. 2 ст. 329 АПК РФ также следует, что по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя не облагаются государственной пошлиной также апелляционные и кассационные жалобы.
С учетом изложенного определение об оставлении апелляционной жалобы без движения по мотиву отсутствия доказательств уплаты заявителем апелляционной жалобы госпошлины является незаконным.
Постановление ФАС Поволжского округа от 29.05.2008 N А12-16148/07.
Суть дела.
Организация обратилась в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности на встроенное нежилое помещение. Регистрирующим органом произведена государственная регистрация прекращения права собственности организации на квартиры, а также государственная регистрация права собственности на указанное нежилое помещение.
При государственной регистрации прекращения права собственности организацией уплачена государственная пошлина в сумме 22 500 руб. исходя из размера государственной пошлины, установленной пп. 20 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, за каждый объект недвижимости.
Организация обратилась в регистрирующий орган с заявлением о возврате излишне уплаченной государственной пошлины, ссылаясь на отсутствие оснований для ее уплаты ввиду того, что в случае перевода жилых помещений в нежилое помещение право собственности на жилые помещения преобразуется в право собственности на возникший в результате измененный объект недвижимого имущества (нежилое помещение).
Регистрационный орган отказал в возврате уплаченной государственной пошлины. Данное обстоятельство послужило основанием для обращения организации в арбитражный суд с заявлением о признании действий регистрирующего органа противоречащими закону.
Позиция суда.
Нежилое помещение, о государственной регистрации права собственности на которое обратился заявитель, создано в результате реконструкции принадлежащих организации на праве собственности жилых помещений (квартир) и перевода их из жилого фонда в нежилое помещение.
Поскольку в данном случае происходила не ликвидация объектов недвижимости, а их реконструкция, у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в возврате уплаченной государственной пошлины.
Регистрирующим органом не указано правовых норм, в силу которых заявление организации о возврате уплаченной государственной пошлины не подлежало удовлетворению.
На основании изложенного заявленные требования подлежат удовлетворению.
Постановление ФАС Московского округа от 28.05.2008 N КГ-А41/4314-08.
Суть дела.
Регистрирующим органом была внесена запись в ЕГРЮЛ о государственной регистрации организации. Позднее регистрирующему органу стало известно, что при регистрации организации ее представителем было приложено подложное платежное поручение об уплате госпошлины за регистрацию в сумме 2000 руб. (об этом сообщил банк).
Поскольку, по мнению регистрирующего органа, при регистрации организации последней были нарушены положения ст. ст. 3, 12, 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ), а также ст. 333.33 НК РФ, регистрирующий орган обратился в арбитражный суд с требованием о признании недействительной регистрацию организации.
Позиция суда.
В удовлетворении заявленного требования о признании недействительной регистрацию организации по мотивам неуплаты ею госпошлины суд отказал на основании того, что вопрос о ее неуплате может быть разрешен позднее в административном порядке, предусмотренном, в частности, ст. 25 Закона N 129-ФЗ и ст. 14.25 КоАП РФ.
Оснований для нерегистрации организации в данном случае не имелось, так как она представила в регистрирующий орган все необходимые документы, а регистрирующий орган не вправе при регистрации заниматься правовой экспертизой этих документов.
Постановление ФАС Центрального округа от 28.04.2008 N А14-5459/2007-95/3.
Суть дела.
Индивидуальным предпринимателем в кассационную инстанцию суда общей юрисдикции была подана кассационная жалоба на решение суда общей юрисдикции первой инстанции, которым было отказано в удовлетворении исковых требований предпринимателя о признании незаконным отказа муниципального образования от продажи нежилого помещения.
При этом индивидуальным предпринимателем была уплачена государственная пошлина за подачу кассационной жалобы в размере 4475 руб.
С целью возврата излишне уплаченной государственной пошлины индивидуальный предприниматель обратился в суд общей юрисдикции первой инстанции с соответствующим заявлением.
Определением суда требование предпринимателя о возврате из федерального бюджета 4425 руб. излишне уплаченной государственной пошлины было удовлетворено.
Между индивидуальным предпринимателем (цедент) и сторонней организацией (цессионарий) был подписан договор уступки требования, в соответствии с условиями которого цедент передает, а цессионарий принимает согласно ст. ст. 382, 384 ГК РФ принадлежащие цеденту права (требования) по взысканию с РФ убытков и процентов за пользование чужими денежными средствами, возникших в результате излишне уплаченной цедентом государственной пошлины.
Считая, что суд при принятии кассационной жалобы не выполнил установленные п. 4 ст. 339, ч. 1 ст. 341 ГПК РФ обязанности по проверке правильности уплаты заявителем государственной пошлины и не вынес соответствующее определение о возврате излишне уплаченной государственной пошлины, в связи с чем у цедента возникли убытки, цессионарий на основании договора уступки требования обратился в арбитражный суд.
Позиция суда.
В соответствии с п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Статьями 16 и 1069 ГК РФ предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению РФ, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.
В обоснование размера причиненных убытков истец сослался на то, что направленные на уплату государственной пошлины по кассационной жалобе денежные средства были сняты с его депозитного банковского счета.
В связи с этим, по мнению истца, бездействие суда, выразившееся в несвоевременном возврате цеденту излишне уплаченной государственной пошлины, повлекло для последнего потери дохода по банковскому проценту, который он мог бы получить.
Однако истцом в нарушение положений ст. 65 АПК РФ не представлено доказательств, подтверждающих наличие противоправных действий (бездействия) со стороны ответчика, причинную связь между действиями (бездействием), которые истец характеризует в качестве противоправных, и возникшими убытками, а также вину ответчика по следующим основаниям.
Исходя из положений пп. 3, 9 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, при подаче кассационной жалобы на решения судов общей юрисдикции подлежит уплате государственная пошлина в размере 50 руб.
Таким образом, цедент при уплате государственной пошлины при подаче кассационной жалобы должен был исходить из ее размера, предусмотренного НК РФ.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 333.40 НК излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено гл. 25.3 НК РФ.
Пунктом 3 ст. 333.40 НК РФ установлено, что возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится на основании заявления, которое подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.
Поскольку согласно вышеназванным нормам возврат государственной пошлины, в том числе и по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, производится по заявлению плательщика, а также, учитывая, что цедент самостоятельно осуществил переплату государственной пошлины и в дальнейшем в течение определенного периода времени не обращался с заявлением о возврате излишне уплаченной государственной пошлины, исковые требования не подлежат удовлетворению.
Таким образом, довод истца о наличии обязанности судьи по вынесению определения о возврате излишне уплаченной кассатором государственной пошлины не может быть принят в силу отсутствия соответствующего положения в действующем процессуальном законодательстве.
Кроме того, предусмотренный законом заявительный порядок направлен на обеспечение интересов плательщика, имеющего право требовать не только возврата, но и зачета излишне уплаченных сумм в счет будущих платежей в соответствии с п. 6 ст. 333.40 НК РФ.
Истцом также не представлены доказательства того, что для уплаты государственной пошлины цедент не имел возможности воспользоваться иными источниками помимо банковского депозита.
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13.03.2008 N Ф04-1380/2008(1466-А03-9).
Суть дела.
Энергоснабжающая организация обратилась в арбитражный суд с иском к государственному научному учреждению о взыскании задолженности по потребленной электрической энергии в размере 920 537 руб. (с учетом заявления об увеличении суммы требования).
При судебном разбирательстве по делу истец заявил отказ от иска в связи с перечислением ответчиком суммы задолженности в полном объеме.
Суд первой инстанции прекратил производство по делу, взыскав с ответчика государственную пошлину в пользу истца в сумме 500 руб. и в доход федерального бюджета — в сумме 15 205,37 руб.
Ответчик, не согласившись с взысканием с него в федеральный бюджет государственной пошлины в указанной сумме, оспорил судебный акт в кассационном порядке.
Ответчик считает, что суд в нарушение требования пп. 3 п. 1 ст. 333.22 НК РФ принял к рассмотрению заявление об увеличении размера искового требования, не получив подтверждения об уплате суммы государственной пошлины. По мнению ответчика, взыскание государственной пошлины в сумме 15 205,37 руб. в федеральный бюджет не соответствует ст. 110 АПК РФ и ст. 333.17 НК РФ, поскольку решение в пользу истца не было принято и государственная пошлина в установленном порядке не была уплачена истцом.
Позиция суда.
Подпунктом 3 п. 1 ст. 333.40 НК РФ предусмотрено, что при отказе от иска в связи с добровольным удовлетворением ответчиком заявленных требований уплаченная истцом государственная пошлина не подлежит возврату из бюджета.
Данная норма права согласно рекомендациям Президиума ВАС РФ (Информационное письмо от 13.03.2007 N 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 НК РФ») не может рассматриваться как исключающая применение положений АПК РФ о распределении судебных расходов между лицами, участвующими в деле, и возлагающая на истца бремя уплаты пошлины.
В соответствии с ч. 1 ст. 151 АПК РФ арбитражный суд при прекращении производства по делу разрешает вопросы распределения между сторонами судебных расходов.
Частью 1 ст. 110 АПК РФ установлен общий принцип распределения судебных расходов между лицами, участвующими в деле, согласно которому судебные расходы относятся на стороны пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.
По настоящему спору истец отказался от заявленного требования, поскольку ответчик после подачи иска в арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству добровольно удовлетворил требование, перечислив сумму задолженности.
Принимая во внимание, что заявленное требование истца фактически удовлетворено в полном объеме, отнесение расходов по государственной пошлине на ответчика соответствует положениям ст. ст. 110, 112, 151 АПК РФ.
Несостоятельной является ссылка ответчика на то, что заявление об увеличении суммы требования без уплаты государственной пошлины подано истцом и принято арбитражным судом при несоблюдении правил пп. 3 п. 1 ст. 333.22 НК РФ.
В силу данного подпункта при увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в срок, установленный пп. 2 п. 1 ст. 333.18 НК РФ.
Как определено пп. 2 п. 1 ст. 333.18 НК РФ, государственная пошлина уплачивается в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда.
Следовательно, принятие судом первой инстанции к рассмотрению заявления об увеличении исковых требований при отсутствии доказательств уплаты государственной пошлины в данном случае не освобождает ответчика от обязанности уплатить государственную пошлину.
Ни НК РФ, ни АПК РФ не содержат положений, предусматривающих в этом случае освобождение ответчика от возложения на него государственной пошлины.
Материалами дела подтверждается, что производство по делу возбуждено по вине ответчика, не исполнившего надлежащим образом обязательства, принятые по договору энергоснабжения.
С учетом изложенных обстоятельств расходы по государственной пошлине должны быть возложены на ответчика.
Постановление ФАС Поволжского округа от 26.02.2008 N А12-12317/07-С61.
Суть дела.
Решением суда первой инстанции удовлетворены требования организации о признании недействительными решений регистрирующего органа и об обязании его произвести государственную регистрацию юридических лиц, создаваемых путем реорганизации юридического лица в форме выделения.
Регистрирующим органом подана апелляционная жалоба на данное решение вместе с ходатайством об отсрочке уплаты государственной пошлины.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев заявленное регистрирующим органом ходатайство, в обоснование которого регистрирующим органом представлена справка об отсутствии финансирования расходов на уплату государственной пошлины, подписанная исполняющим обязанности руководителя этого же органа, пришел к выводу, что указанный документ не свидетельствует об отсутствии в бюджете налоговых органов финансирования на уплату государственной пошлины, а также об имущественном положении регистрирующего органа и отсутствии денежных средств на уплату пошлины в установленном законом размере.
Соответствующим определением арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба регистрирующего органа возвращена в связи с отказом в удовлетворении ходатайства об отсрочке уплаты государственной пошлины.
В кассационной жалобе на указанное определение регистрирующий орган сослался на отсутствие возможности уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Позиция суда.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины только в случае обращения в арбитражный суд в защиту государственных и (или) общественных интересов.
На основании ст. ст. 333.17 и 333.21 НК РФ апелляционные жалобы, поданные на решения суда, оплачиваются государственной пошлиной.
Согласно ч. 4 ст. 102 АПК РФ и п. 2 ст. 333.22 НК РФ арбитражный суд исходя из имущественного положения лица, участвующего в деле, вправе отсрочить или рассрочить уплату им государственной пошлины либо уменьшить ее размер.
Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины производится по письменному заявлению заинтересованной стороны.
В ходатайстве должны быть приведены мотивы, по которым сторона просит предоставить ей отсрочку уплаты пошлины с приложением соответствующих документов.
Прилагаемые документы должны указывать на то, что имущественное положение не позволяет уплатить государственную пошлину в установленном размере.
Справка, представленная регистрирующим органом в обоснование ходатайства об отсрочке уплаты государственной пошлины, не удовлетворяет указанным требованиям.
Следовательно, возвращение апелляционной жалобы в указанной ситуации произведено правомерно.
Ю.Лермонтов
Консультант
Минфина России
В статье на конкретных примерах рассматривается применение судами положений НК РФ, касающихся вопросов исчисления и уплаты государственной пошлины. Читать далее »

Вопросы: В каком размере взыскивается госпошлина с лица не являющегося ИП за подачу иска?

Вопрос: Участник общества с ограниченной ответственностью обратился в арбитражный суд с иском о признании недействительными решений общего собрания участников общества о назначении директора общества и государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, произведенной налоговым органом на основании протокола общества. Решением суда первой инстанции исковые требования удовлетворены частично. В каком размере в данном случае подлежит взысканию госпошлина с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, за подачу иска: на основании пп. 4 п. 1 ст. 333.21 НК РФ в размере 2000 руб. или пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ в размере 100 руб.?
Ответ: Статьей 333.19 НК РФ установлены размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями.
Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, определены ст. 333.21 НК РФ.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 33 АПК РФ к специальной подведомственности дел арбитражным судам отнесены дела по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров.
При этом данные дела рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане (ч. 2 ст. 33 АПК РФ).
Как разъяснено в п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 N 11, положения п. 4 ч. 1 ст. 33 подлежат применению с учетом ч. 1 ст. 27 АПК РФ: арбитражным судам подведомственны споры между участником хозяйственного товарищества и общества и хозяйственным товариществом и обществом, вытекающие из деятельности хозяйственных товариществ и обществ и связанные с осуществлением прав и выполнением обязанностей участниками хозяйственных товариществ и обществ.
Споры между участниками хозяйственных товариществ и обществ, если хотя бы один из них является гражданином, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя, не подлежат рассмотрению в арбитражном суде, за исключением случаев, когда подобные споры связаны с предпринимательской или иной экономической деятельностью указанных хозяйственных товариществ и обществ.
Таким образом, физическому лицу, не имеющему статуса индивидуального предпринимателя, заявление по спору, вытекающему из деятельности хозяйственных товариществ и обществ и связанному с осуществлением прав и выполнением обязанностей участниками хозяйственных товариществ и обществ, следует подавать в арбитражный суд и, соответственно, уплачивать государственную пошлину, предусмотренную пп. 4 п. 1 ст. 333.21 НК РФ, в случае, если соответствующий спор связан с предпринимательской или иной экономической деятельностью хозяйственных товариществ и обществ.
Следовательно, в указанной ситуации при распределении судебных расходов на уплату государственной пошлины пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ не применяется, поскольку указанная статья устанавливает размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции и мировыми судьями, а в рассматриваемом случае государственная пошлина подлежит уплате в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 333.21 НК РФ.
Специалисты
Центра методологии
бухгалтерского учета и налогообложения
(ЦМБН)
Вопрос: Участник общества с ограниченной ответственностью обратился в арбитражный суд с иском о признании недействительными решений общего собрания участников общества о назначении директора общества и государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, произведенной налоговым органом на основании протокола общества. Решением суда первой инстанции исковые требования удовлетворены частично. В каком размере в данном случае подлежит взысканию госпошлина с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, за подачу иска: на основании пп. 4 п. 1 ст. 333.21 НК РФ в размере 2000 руб. или пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ в размере 100 руб.? Читать далее »

Налогообложение при развозной торговле

При осуществлении хозяйственной деятельности путем развозной торговли нет необходимости вставать на налоговый учет исключительно по месту осуществления этой самой развозной торговли. Если такой деятельностью занимается индивидуальный предприниматель, то вставать на учет и платить единый налог на вмененный доход необходимо по месту жительства (или регистрации) самого индивидуального предпринимателя. Читать далее »

Нас проверяют а мы не согласны!

В течение 2008—2009 гг. многие юридические лица и предприниматели, не согласные с результатами их проверок, пробовали обратиться в суд, ссылаясь на Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», далее — Закон о защите. Мне кажется, всем интересно как работал этот закон в условиях кризиса. Читать далее »

Если работодатель физическое лицо…

Заключение трудового договора с работодателем – физическим лицом имеет свои особенности. Это связано как с самим работодателем, так и с характером и условиями работы, выполняемой работником. Работодатели – физические лица, подразделяются на две большие группы: 1) являющиеся индивидуальными предпринимателями (ИП) и нанимающие работников в коммерческих целях; 2) не являющиеся ИП и нанимающие работников для личного обслуживания и помощи по хозяйству (при осуществлении творческой деятельности, уходу за детьми и пр.). Читать далее »

Порядок оплаты за время отсутствия работника на рабочем месте по уважительной причине

В жизни бывают ситуации, когда волей-неволей приходится отпрашиваться с работы и заниматься своими какими-то личными делами. Тут все будет зависеть от договоренности с работодателем, и порядок оплаты и возможность отработки и т.д. А вот как быть работодателям, как начислять и начислять ли вообще заработную плату работникам которые отсутствовали на рабочем месте по уважительной причине. Их, уважительных причин, бывает много. Сегодня мы рассмотрим одну из них, а именно, отсутствие на рабочем месте в связи с явкой по повестке в качестве свидетеля к следователю или в прокуратуру и порядок начисление заработной платы за это время. Читать далее »

Как получить наследство на квартиру, если она не была зарегистрирована?

Довольно распространённая ситуация, когда наследник, вступив в права наследства на недвижимое имущество, умер сам, не успев зарегистрировать своё право собственности на это недвижимое имущество.
По общему правилу, в соответствии со ст. 131 ГК РФ, право собственности на недвижимые вещи подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ней, а статья 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» устанавливает, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Читать далее »

Как получить досрочную пенсию педагогу дополнительного образования?

Сегодняшняя статья вряд ли кого обрадует, так как несёт в себе массу негатива. Но от существующих реалий не убежать, голову в песок не спрятать, а знать необходимо не только свои права, но и то, что в некоторых ситуациях… прав-то этих и нет.

Может ли педагог дополнительного образования для детей (ДОД) рассчитывать на досрочную педагогическую пенсию? Этот вопрос стал актуальным именно сейчас, так как «мина замедленного действия», заложенная Правительством РФ в 2002 году, благополучно сработала в 2009 году – на радость чиновникам ПФР и к великому разочарованию педагогов. Читать далее »

Как военному получить жильё в собственность?

Правительство РФ в Постановлении от 6 ноября 2009 г. № 903 установило, что Министерство регионального развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать решения о предоставлении в 2009 году гражданам, уволенным с военной службы, в собственность бесплатно жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, приобретенных в соответствии с Правилами приобретения в 2008 — 2009 годах квартир в многоквартирных домах для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2008 г. № 902 “О мерах по стимулированию рынка жилищного строительства в 2008 — 2009 годах”. Читать далее »

Действия водителя при столкновении с сотрудниками ГАИ

В наше время многие владельцы автомобилей сталкиваются с «беспределом» сотрудников ГИБДД на дороге. В основном это чем-либо прикрытое вымогательство. Одним из таких случаев является «пьяный водитель». Так вот, если Вы едете за рулем и Вас тормозит сотрудник ГИБДД, просит документы, а затем пройти с ним в машину, где предъявляет Вам тот факт, что вы пьяны и дает трубочку на продувку, первое что Вы должны помнить, это не надо подтверждать, если Вы пили день, два или три назад. Читать далее »

Copyright © 2008-2012 Bloglaw.Ru
Хостинг любезно предоставлен филиалом «Сахателеком» ОАО «Ростелеком»
Яндекс.Метрика

Thanx: МГУДТ